Статус личности подданных
Страница 2

- восточные христиане, в целом называемые эр-меии, т.е. армяне. Эта группа включает в себя анатолийских монофизитов, в том числе и, несомненно, пришедших в XI—XIII вв. последователей восточно-христианского вероучения, за исключением, возможно, местных древних групп, которые смогли обособиться (сириаки на юго-западе империи, марониты и т.д.).

- иудеи, яхуди, которые делились на многочисленные религиозные сообщества:

- романиоты, состоящие из потомков византийских евреев;

- караиты, также поселившиеся здесь со времен Византии, но соблюдающие другие обряды;

- сефарды, состоящие в основном из евреев, изгнанных из Испании и Португалии в конце XV в., к которым затем присоединились евреи, перебравшиеся из Италии;

- ашкенази, потомки выходцев из Германии и Центральной Европы, часть которых поселилась в Империи после изгнания евреев из Баварии по велению Людовика X в 1470 г.

Статус христиан и иудеев определялся исламским каноническим законом, шариатом: он признает за этими людьми, зимми, право проживать в государстве, свободно исповедовать свою религию, но он ставит их в подчиненное положение подданных второго сорта по отношению к «правоверным». Османская власть принуждает их к уплате подушной подати, называемой джизья, или харадж, подчеркивая их зависимость от мусульманского господства.

Немусульманское население является объектом различных дискриминационных мер, отражающих их неполноценность. Османы в этом смысле верны, впрочем, традициям исламских государств. Зато не мусульмане пользуются некоторой административной и правовой автономией.

В принципе, зимми не имеют права ездить верхом и носить оружие (исключение было сделано для некоторых христианских военизированных отрядов). Они должны были носить отличающую их от мусульман по цвету и покрою одежду, поскольку некоторые детали платья и некоторые цвета (синий, например), разрешенные мусульманам, для них были запрещены. Иными словами, они принуждены воздерживаться от роскошных и ярких одеяний. В том же духе исламский закон запрещал, чтобы их гражданские или культовые постройки были выше, чем у правоверных. В Стамбуле, например, они не могут строить или занимать помещение вблизи от мусульманских культовых мест, и по положению 1725 г. их жилище не должно превышать 9 зира в высоту (около 7 метров), дом не должен строиться из камня и иметь баню. Они должны просить официальное разрешение на ремонт культовых сооружений и не могут, без такового, строить новых. Вообще, их богослужения и религиозные отправления должны проходить тихо и скромно. Согласно предписаниям Корана, закон не дозволяет мусульманке выйти замуж за немусульманина. Отступничество (возвращение обращенного в ислам к своей родной религии) карается смертью. И, наконец, свидетельские показания зимми на суде по весомости уступают показаниям мусульманина.

Но если мусульмане и пытались помешать «неверным» проживать в своих собственных «кварталах» (махалле), то контакты между ними все равно были неизбежны. Они все время соприкасались на улицах и в профессиональной деятельности, особенно в рамках торгово-производственных отношений. Именно немусульмане играли важную роль в ремесленничестве, а в некоторых областях они на голову выше других. Стамбульские греки, например, этс»— мелкие торговцы или лавочники, специалисты-ремесленники, трактирщики, они же занимаются, что важно, морским делом: матросы, лодочники, перевозчики, рыбаки, плотники, столяры, конопатчики, а на высшем уровне — капитаны судов, купцы. Армяне контролируют торговлю шелком между османской столицей и Персией. Что касается евреев, то они представлены в самых различных отраслях: выплавка металлов, бижутерия, работа по золоту и с драгоценными камнями и очень активны в торговом и ростовщическом секторах как денежные менялы (сараф), ростовщики-банкиры.

Иногда представители немусульманского населения достигали высокого положения в обществе: некоторые из них — сборщики налогов, врачи, особенно среди евреев, менялы и банкиры, особенно среди христиан. Они, таким образом, были представлены во всех сферах профессиональной деятельности, несмотря на то, что в некоторых районах остаются в своей массе людьми, занятыми в основном в аграрном секторе.

♦ Рабы

Раб, называемый абд или келе, это одновременно и вещь, и человек. Как вещь, он существует бессильно и бесправно, кем бы он ни был. Он подчинен праву собственности и может быть объектом различных сделок, в то время как его хозяин должен заботиться о его содержании. Раб не может иметь имущества, кроме незначительных сбережений, участвовать стороной в сделках, иметь собственность или наследовать.

Страницы: 1 2 3

Проблема принятия новой конституции Украины
Возникла в период предвыборной кампании ноября 1989—марта 1990 гг., когда вопрос о ее разработке как атрибута, суверенности под­няли участники диссидентского движения 60-х — 80-х гг. В июне 1991 г. Верховный Совет Украины одобрил концепцию новой Конститу­ции, однако к 1992 г. она устарела не только политически, но и мо­рально. Созданная ...

Экономическое развитие СР
Выход из состава федерации не привел к немедленному росту словацкой экономики. Более того, нарушение прежних производственных связей, сокращение поставок промышленной продукции, особенно военного назначения, на которой специализировалось большинство предприятий Словакии, на рынки постсоветских и постсоциалистических государств, при прак ...

Реформы системы государственного управления в КНР
Началом политических и экономических реформ, а с ними и эволюцию политической системы КНР, принято считать 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва, состоявшийся в 1978 г., когда было принято решение об осуществлении экономических реформ в КНР. Был провозглашен курс на достижение социалистической рыночной экономики, сочетание рыночной и планово-р ...