Статус личности подданных
Страница 3

Его статус, как личности, остается таким же, как и у свободного по определению мусульманина. Он, однако, исключен из сферы религиозной деятельности, а также из любой другой, предполагающей юридические права над кем-то. Он может вступать в брак, с разрешения своего господина, но не может содержать сожительницу, поскольку не может ничем обладать. Хозяин рабыни имеет право сделать ее своей сожительницей, но та, став «матерью ребенка», становится свободной только после смерти своего хозяина.

Что касается уголовной сферы, раб имеет особый статус, позволяющий рассматривать его в качестве индивидуума низшего порядка. Так, мусульманин не может быть приговорен к смертной казни за убийство раба. Наказание, предписанное законом в случае совращения, между тем менее сурово для раба.

В целом положение раба в османском обществе несравненно лучше, чем греческого или римского, благодаря предписаниям Корана. Например, хозяин должен оказывать рабу медицинскую помощь, давать ему подходящую пищу и обеспечивать уход в старости. Если хозяин пренебрегал этими обязанностями, судья, или кади, мог его принудить выполнять их, продать раба или освободить его. К тому же хозяин не должен перетруждать раба, а если он это делает из жестокости, он может быть подвергнут санкциям.

Рабы играют самую разную роль в османском обществе. Они необходимы в домашней жизни. В городах они часто служат доверенными лицами, экономами и хозяйственниками во дворцах, сторожами в мечетях и мавзолеях; евнухи несут охрану и следят за порядком в гаремах. Женщины-рабыни в основном становятся служанками и наложницами. В сельской местности рабы используются в аграрном секторе и на разных работах. Используются они и в армии.

Рабская часть населения происходит из двух источников: пленение в результате сухопутных набегов или морского пиратства и покупка. Последний имеет куда большее значение. Рабов покупали на границах исламских территорий, затем перевозили в центральные города и перепродавали на невольничьих рынках, откуда они и расходились по всей стране.

Освобождение от рабства не только возможно, но и рекомендовано Кораном. Оно с большим предпочтением предоставляется рабам, обращенным в ислам и носящим имя, производное от слова абд, означающее «раб» или «служитель», как, например, Абдулла, «сын служителя Господа».

Существовали и другие способы освобождения рабов. Самый простой — «вольная» или формальное заявление хозяина, изложенное в грамоте, выдаваемой освобожденному рабу. Хозяин может также заявить, что раб будет освобожден после его смерти согласно акту, называемому тадбир; в таком случае раб становится свободным в момент кончины хозяина. Случается, что раб покупает собственную свободу, выплачивая в рассрочку фиксированную сумму, на что заключался договор {мукатаба). К тому же дети рабынь, легально сожительствовавших с мусульманами, рождались свободными.

На практике, фактически по праву, подданным немусульманам разрешалось иметь рабов. Однако они — по крайней мере в теории — не имели права иметь рабов-мусульман; и если раб какого-нибудь зим-ми обращался в ислам, его владелец по закону обязан освободить или продать его. Естественно, нарушений здесь было множество.

Страницы: 1 2 3 

Участие интеллигенции в революционном подполье
И все же, почему так разрослась и набрала популярность в интеллигентской среде идея радикальных преобразований, вылившаяся в целую череду террористических актов, закончившихся в итоге убийством человека, преобразовавшего Россию, возвысившего ее на международной арене и укрепившего изнутри? Что подвигло часть интеллигенции перейти к стол ...

Борьба за независимость
Под влиянием революционного движения в Российской империи в 1905 году по территории Эстонии прокатилась волна массовых забастовок рабочих. Национальная буржуазия выступила с требованием проведения либеральных реформ. Организованные выступления рабочих возобновились в 1912 и особенно с 1916. После Февральской революции на основании поло ...

Зарождение и развитие археографии как научн. дисциплины
Важнейшая функция археографии – создание базы опубликованных письменных источников, тем самым она способствует развитию исторической науки и других дисциплин исторического цикла. Главное требование к научной публикации – ее достоверность, а это означает не только точность воспроизведения текста источника, но и приведение необходимых све ...