Интеллектуальная и культурная жизнь

Любое существенное и длительное изменение в русской интеллектуальной жизни должно было зависеть от уровня образования. Петр делал усилия, чтобы достигнуть в этом победы, но успех был очень ограничен. Только в одном виде, в техническом обучении, направленном в значительной степени на потребности вооруженных сил, было достигнуто много. Школа математики и навигации, военно-морская академия, техническая школа, ряд лингвистических школ, медицинская школа, школа горной промышленности – это были значительные достижения. Все это стимулировало значительный выпуск учебников различного вида, главное, что это были национальный российские учебники, а не переводы или адаптации иностранных трудов. Так, первый важный российский учебник для начинающих учиться читать появился в 1701 году, а российская грамматика – в 1706 году. Учебник арифметики, содержащий также материалы по алгебре, геометрии и тригонометрии, появился в 1705 году. И первый российский труд по динамике – в 1722 году. В 1710 году в Москве вышел российский учебник по географии, по-видимому, основанный на голландском оригинале. Также в 1701 году открылась первая школа, а в 1703 году вышло первое периодическое издание – «Ведомости». Все это вместе с такими изменениями, как всеобщее использование арабских цифр после 1700 года (они были известны в России намного ранее, но использовались редко) и публикация в 1702 году первого нового российского календаря, означали реальное, хотя и неровное, продвижение вперед.

Не каждое успешное образовательное учреждение в Петровской России было полностью или даже преимущественно профессионально-техническим. Московская Академия, которая процветала после ее учреждения в 1685 году, перенесла серьезный удар в 1693 году, когда братья Лихуды были отстранены от работы патриархом Иерусалимским и заточены в монастырь из-за наличия латинских и католических элементов в их обучении. В 1701 году, однако, Академия была восстановлена Стефаном Яворским и быстро стала наиболее важным центром католической мысли и идей. Академия, которая с самого начала задумывалась не только как учебное заведение, но и как исследовательский центр, скоро приобрела европейскую известность. В течение долгого времени, однако, ее репутация почти ничего не давала российским ученым. Она не имела ни одного русского члена вплоть до 1733 года, когда математик Ададуров стал «адъюнктом». Только в 1742 году русский поэт, ученый и математик Ломоносов стал ее полноправным членом.

Другое значимое событие в интеллектуальной жизни России – открытие Академии Наук в 1725 году. Хотя это и произошло уже после смерти Петра, разрабатывал идею Академии сам Пётр ещё при жизни.

Основание Академий и интенсивные усилия, чтобы стимулировать географические исследования, - только два из ряда признаков перемен в отношении Петра к интеллектуальной жизни в течение всего его правления и особенно его последнего десятилетия. Когда тяжесть войны со Швецией ослабела, потребность укрепить Россию, заимствуя иностранные методы и технологии, была усилена увеличивающимся желанием полностью понять то, что было уже заимствовано. Во время большой поездки 1697-1698 годов он восхищался мастерами Западной Европы. Пётр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству с передовой военной техникой, различными сторонами жизни европейских стран. Он посещал верфи и арсеналы, мануфактуры и школы, монетные дворы и крепости, театры и музеи, парламент и обсерваторию. В течение нескольких месяцев Пётр сам работал в качестве плотника на верфях Ост-Индской компании в Голландии, осваивая корабельное дело. Во время поездки во Францию и Нидерланды в 1717 году он изучал и анализировал то, что видел, с большим интересом, покупал книги в намного большем масштабе, чем прежде, начал покупать картины через агента в Амстердаме.

Типология металлического инвентаря
При проведении типологического членения использовались принципы и методы, выработанные Е.Н.Черных на материалах Волго-Уралья, Северного Причерноморья и Болгарии. Суть их сводилась к установлению тех или иных дифференцирующих признаков, их сочетанию и повторяемости в ряде изделий. В дипломной работе рассмотрена типология и зона распрост ...

История Эстонии. Введение
Эсто́ния (эст. Eesti), официальное название — Эсто́нская Респу́блика(эст. Eesti Vabariik) — государство в Европе на северо-восточном побережье Балтийского моря. На востоке граничит с Россией, на юге — с Латвией. На севере отделена от Финляндии Финским заливом, на западе от Швеции — Балтийским морем. Расположена в север ...

Буряк Николай Васильевич
РОДИЛСЯ в 1919 г. в селе Желанное Первое Марьинского района. Учился в школе и ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода. В 17 лег - в Донецком аэроклубе. В армии с 1937. Окончил Ворошиловградскую школу пилотов в 1940г. Воевало 1942 на Крымском, Южном, Северо-Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м У ...