Введение
Страница 1

Восстание декабристов - одно из наиболее известных и интересных событий в истории России.

Сразу после декабристского восстания возникли и получили дальнейшее развитие две диаметрально противоположные его концепции. Одна из них оформилась в лагере правительственной реакции, другая – в революционном лагере.

Правительственная официальная концепция давала резко отрицательную оценку движению, называла его участников «злодеями» и «мятежниками», не имевшими никаких корней в окружавшей среде, «исчадиями ада», осмелившимися выступить против священных устоев самодержавия, «бунтовщиками», попытки которых разбились об исконно врожденное русскому народу царелюбие и отвращение к мятежам. В царском манифесте 13 июля 1826 года, возвещавшем о восшествии Николая I на престол, говорилось: «Не в свойствах и не во нравах русских был сей умысел. Составленный горстию извергов, он заразил ближайшее их сообщество, сердца развратные и мечтательность дерзновенную, но в 10 лет злонамеренных усилий не проник, не мог проникнуть далее. Сердце России для него было и всегда будет неприступно».

Распространено было мнение, что солдаты, увлеченные декабристами, оказались всего лишь жертвами коварного подлога.

В правительственной версии имелось одно противоречие: оставалось неясным, почему так волновали правительство действия «горсти молодых безумцев», бессмысленность мятежа которых якобы была очевидна? В борьбе с официальной версией восстания декабристов складывалась и крепла революционная концепция. Она характеризовала восстание как революционное, исторически закономерное, глубоко прогрессивное явление.

У меня возникло желание попытаться разобраться в перипетиях интереснейшего явления в истории моей Родины, каковым я считаю восстание декабристов. Чтобы сформировать свою точку зрения, я решил написать работу на эту тему.

Для наиболее объемного и всестороннего изучения вопроса о декабристах я считаю необходимым пользоваться самой разной литературой, отражающей порой диаметрально разные точки зрения на декабристское движение, причины его возникновения и его историческую роль. Поэтому при подготовке реферата использованы такие идеологически разные источники, как, например, статья о декабристах, напечатанная в «Большой школьной энциклопедии» от 1999 года (издательство «ОЛМА-ПРЕСС» – составитель Петр Кошель), где взгляд на деятелей декабристского движения критичный и даже скептический, и, как бы в противовес ей, - монография академика М.В. Нечкиной «Декабристы», изданная в СССР в 1984 году и, несомненно, несущая на себе печать коммунистической идеологии, но предоставляющая нам массу интереснейшего фактического материала. В книге М.В. Нечкиной рассказывается о первых русских революционерах, борцах против самодержавия и крепостничества. Мы знакомимся с формированием мировоззрения декабристов, созданием первых тайных организаций, с деятельностью Южного и Северного декабристских обществ. Разобраны конституционные проекты декабристов – «Русская Правда» Павла Пестеля и «Конституция» Никиты Муравьева. Автор (Нечкина) рассказывает о подготовке и ходе восстания 14 декабря 1825 года в Петербурге и о выступлении Черниговского полка на Украине. Приведены данные о следствии и суде над декабристами, о пребывании их в сибирской ссылке.

Освещен вопрос о вкладе декабристов в русскую культуру. Даны сведения по ранней историографии движения декабристов.

Надеюсь, что благодаря такому подходу к изучению вопроса в моем реферате декабристское движение освещено неоднозначно и неоднобоко.

Противоречивое отношение к декабристам, их деятельности и к их роли в истории России существует сейчас, существовало и прежде. Многие современники декабристов сочувствовали их идеям, но не спешили вступать в их ряды. Например, у декабристов была мысль ввести в свое общество Грибоедова, однако дальше «смелых суждений насчет правительства», в которых Грибоедов, по его собственному позднейшему показанию следственной комиссии, «брал участие, осуждал, что казалось вредным, и желал лучшего», сочувствие Грибоедова идеям декабризма, видимо, не пошло. Разделяя в значительной части идеологию декабризма, Грибоедов явно скептически относился к практической осуществимости замышляемого ими государственного переворота. Для него было ясно, что заговор был делом небольшой кучки офицеров-дворян: «Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный строй». «Народ не имеет участия в их деле – он будто не существует»,- записывает Грибоедов в своих тетрадях. В его «Горе от ума» дана ироническая, почти пародийная зарисовка деятельности тайных обществ, члены которых «шумят, и только».[1]

Вполне закономерно, что декабристам посвящена большая литература, как художественная, так и научная. Но в этой литературе сразу же бросается в глаза диспропорция: Северному обществу, всвязи с восстанием 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге, посвящено гораздо больше книг, статей, монографий и других исследований, чем Южному тайному обществу декабристов, более революционному, склонному к более кардинальным мерам. Об иных второстепенных деятелях декабристского движения мы порой знаем больше, чем о вождях декабристов.

Страницы: 1 2