Декабристские организацииСтраница 3
«Союз благоденствия» имел свой устав, который назывался «Зеленая книга». Была также разработана программа действий, направленная главным образом на распространение среди различных общественных кругов идеи социально-политического переустройства России путем создания передового «общественного мнения», которое декабристы считали основной движущей силой любого общества. В силу этого деятельность новой организации приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.
В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз благоденствия» «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения» будет «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия».
Однако наряду с мирными задачами в тайной, второй части «Зеленой книги», которая была известна лишь избранным членам организации, ядру общества, ставились более радикальные цели. Этими целями являлись введение конституции и ликвидация крепостного права. Вместо самодержавия в России предполагалось утверждение конституционной монархии, а в 1820 году было внесено предложение об установлении республики.
Методами достижения поставленных целей члены сообщества провозглашали пропаганду, просвещение, формирование общественного мнения в духе просветительских идей, что, как рассчитывали руководители «Союза благоденствия», и позволит через десять-двадцать лет провести мирную революцию.
В ходе деятельности в организации сложилось два основополагающих идейно-политических направления:
· умеренно-либеральное – выступавшее за ликвидацию крепостного права, просвещение России, конституционную монархию, против республики и против революционной диктатуры;
· республиканское – ратовавшее не только за отмену крепостного права, но и за радикальное решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей за счет их бывших хозяев (помещиков), за республику.
Наряду с этим в обществе появилась группа, состоявшая из людей, тяготившихся по тем или иным причинам общественной деятельностью и мечтавших уйти в частную жизнь.
Радикально настроенные члены тайного общества выступали за «решительные меры».
Внутри «Союза благоденствия» возникли разногласия, которые поставили его на грань кризиса.
Реорганизация общества, проведенная в 1821 году, привела к отстранению крайних сил и победе умеренных, таких, как И.Якушкин, П. Граббе, М. Фонвизин. Чтобы освободиться от колеблющихся и малодеятельных членов организации, а также погасить подозрения правительства, уже осведомленного о существовании некого тайного общества по поступившим на него доносам, в январе 1821 года на съезде в Москве представителей «управ» (ячеек) «Союза благоденствия» было принято решение о его формальном самороспуске. Это позволило всем умеренным и колеблющимся отойти от политической борьбы, а сторонникам активных действий перегруппировать свои силы.
Между тем становилось все более очевидным, что правительство окончательно отказалось от проведения ожидаемых обществом реформ, а это требовало изменений в тактике, программе и организации оппозиционных сил.
Решено было создать новое общество.
После отречения
Николай подписал отречение от престола и отправился в Могилёв, в Ставку. 8 марта он отдал здесь прощальный приказ по армиям. Он начинался словами: «В последний раз обращаюсь к вам, горячо любимые мною войска…». Бывший император писал: «Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы. Кто думает теперь о мире, кто желает его – ...
Армия и военно-морской флот
Любое обсуждение новых петровских учреждений и методов, любая попытка понять все течение и характер достижений Петра должно начинаться с анализа вооруженных сил. Именно потребность армии и флота в людях и руководстве вызвали к жизни многие из самых важных реформ и наиболее поразительных новшеств во время его царствования. Длительная вой ...
Оценка опричнины в отечественной исторической науке.
В исторической науке ведутся многолетние споры о смысле и цели опричнины.
Начиная с Андрея Курбского, написавшего после своего бегства в Литву «Историю о великом князе московском» (1573), и авторов «Хронографа» (начало 17в.), многие русские историки – Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и др. – придерживались концепции «двух Иванов»: «добро ...
