Декабристские организацииСтраница 3
«Союз благоденствия» имел свой устав, который назывался «Зеленая книга». Была также разработана программа действий, направленная главным образом на распространение среди различных общественных кругов идеи социально-политического переустройства России путем создания передового «общественного мнения», которое декабристы считали основной движущей силой любого общества. В силу этого деятельность новой организации приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.
В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз благоденствия» «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения» будет «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия».
Однако наряду с мирными задачами в тайной, второй части «Зеленой книги», которая была известна лишь избранным членам организации, ядру общества, ставились более радикальные цели. Этими целями являлись введение конституции и ликвидация крепостного права. Вместо самодержавия в России предполагалось утверждение конституционной монархии, а в 1820 году было внесено предложение об установлении республики.
Методами достижения поставленных целей члены сообщества провозглашали пропаганду, просвещение, формирование общественного мнения в духе просветительских идей, что, как рассчитывали руководители «Союза благоденствия», и позволит через десять-двадцать лет провести мирную революцию.
В ходе деятельности в организации сложилось два основополагающих идейно-политических направления:
· умеренно-либеральное – выступавшее за ликвидацию крепостного права, просвещение России, конституционную монархию, против республики и против революционной диктатуры;
· республиканское – ратовавшее не только за отмену крепостного права, но и за радикальное решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей за счет их бывших хозяев (помещиков), за республику.
Наряду с этим в обществе появилась группа, состоявшая из людей, тяготившихся по тем или иным причинам общественной деятельностью и мечтавших уйти в частную жизнь.
Радикально настроенные члены тайного общества выступали за «решительные меры».
Внутри «Союза благоденствия» возникли разногласия, которые поставили его на грань кризиса.
Реорганизация общества, проведенная в 1821 году, привела к отстранению крайних сил и победе умеренных, таких, как И.Якушкин, П. Граббе, М. Фонвизин. Чтобы освободиться от колеблющихся и малодеятельных членов организации, а также погасить подозрения правительства, уже осведомленного о существовании некого тайного общества по поступившим на него доносам, в январе 1821 года на съезде в Москве представителей «управ» (ячеек) «Союза благоденствия» было принято решение о его формальном самороспуске. Это позволило всем умеренным и колеблющимся отойти от политической борьбы, а сторонникам активных действий перегруппировать свои силы.
Между тем становилось все более очевидным, что правительство окончательно отказалось от проведения ожидаемых обществом реформ, а это требовало изменений в тактике, программе и организации оппозиционных сил.
Решено было создать новое общество.
Россия до Петра
Россия, где 9 июня 1672 года родился Петр, в некотором смысле уже была частью Европы или стремительно приближалась к этому. Однако еще очень многое разительно отличало ее от западных государств и народов. Будучи намного меньше, чем ей предстояло разрастись при Петре и его преемниках, Россия уже тогда занимала огромное пространство. С за ...
Царствование Ивана IV
Грозного (1533 - 1584)
С именем Ивана Грозного связан один из самых сложных и загадочных периодов истории российского государства. Непреходящий интерес к событиям того времени обусловлен как личностью царя, так и его деятельностью. С царствованием Ивана Грозного ассоциируются такие понятия, как террор, насилие, произвол, бессмысленная жестокость. Вместе с тем ...
Участие церкви в хозяйственной и оборонительной деятельности
Со времен Ивана Калиты складывается тесный союз московской великокняжеской власти с церковью, сыгравшей большую роль в образовании централизованного государства. Союзник Ивана Калиты митрополит Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Москву (1326), ставшую церковным центром всея Руси, что еще более укрепило политические позиции моск ...
