Декабристские организации
Страница 2

Декабристское восстание » Декабристские организации

Окончательное устройство первое тайное декабристское общество «Союз спасения» получило в феврале 1817 года, когда при участии энергичного Павла Пестеля был принят «статут» (устав) общества. С этого времени оно стало называться «Союзом истинных и верных сынов Отечества». Это была еще малочисленная, замкнутая, носившая заговорщический характер организация, насчитывавшая к концу своего существования не более 30 членов.

В этой организации хотя и была определена основная цель- введение конституции и уничтожение крепостного права, но ее участники не представляли себе, каким путем ее достичь. Отсутствовала у них и программа преобразований.

Заговорщики вели ожесточенные споры о методах достижения указанных целей.[17]

Большинство декабристов напоминали таких известных деятелей французской революции 1789 года, как маркиз Лафайет и граф Мирабо. Готовые признать заслуги этих более чем умеренных революционеров, они с ужасом говорили о Робеспьере и Марате. Одобряя «Декларацию прав», составленную маркизом Лафайетом, большинство входивших в члены «Союза истинных и верных сынов Отечества», как бы следуя этому деятелю французской революции, порицало якобинскую диктатуру. Только немногие решились бы, наподобие Павла Пестеля, заявить, что Франция «блаженствовала под управлением Комитета общественного спасения». Павел Пестель видел заслугу якобинской диктатуры в том, что она твердой рукой предотвращала любые попытки аристократической реставрации во Франции. Но в то же время у Пестеля можно найти и проницательные мысли о нерешенности задач французской революции 1789 года, ибо «аристократию феодализма» довольно скоро заменила «аристократия богатства».[18]

Заговорщики, входившие в состав «Союза истинных и верных сынов Отечества», вели ожесточенные споры о методах достижения поставленных перед собой целей. Например, во время посещения Александром I Москвы в сентябре 1817 года среди заговорщиков обсуждался план цареубийства. Почти все члены тайного общества тогда находились в Москве. Но после горячих споров этот экстремистский план был отвергнут по нравственным соображениям. К тому же будущим декабристам стало известно о том, что царь дал своим подчиненным указание разработать проект будущей российской конституции и проект долгожданного освобождения крестьянства от позорной крепостной зависимости.

Малочисленность и отсутствие опоры в широких слоях общества, неопределенность средств достижения цели, а также ожидание прогрессивных реформ сверху неминуемо привели к изменению тактики и организационных форм деятельности. Решено было реорганизовать тайное общество. «Союз спасения» был ликвидирован.

В январе 1818 года в Москве была создана новая организация. Она получила название «Союза благоденствия». Общество было организовано теми же лицами, что и «Союз спасения». Они образовали Коренную управу, которой подчинялись местные управы в Петербурге, в Москве, в Тульчине, в Кишиневе. Это была уже более широкая по составу организация, насчитывавшая в своих рядах около двухсот человек. «Союз благоденствия» был более открытым, чем предшествующий ему «Союз спасения». Созданное вновь тайное общество, оставаясь нелегальной организацией, помимо пропаганды в армии и в великосветских салонах, осуществляло и легальную деятельность. Под влиянием «Союза благоденствия» находились известные литературные общества, такие, как «Зеленая лампа», «Измайловское общество», а также «Общество для распространения ланкастерских училищ», которое служило для взаимного обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Отпор наступлению немецких рыцарей-крестоносцев, венгерских и польских феодалов на Юго-Западную Русь
Вторжение монголо-татарских орд значительно ослабило силы русских княжеств. Этим воспользовались немецкие, венгерские и польские феодалы, стремящиеся поработить давнее русское население и захватить его исконные земли. Немецкие рыцари-крестоносцы, покорив полабских славян, двинулись в Прибалтику. Там они создали Ливонский и Тевтонский о ...

Homo Ludens в игровой теории культуры
Оригинальная концепция культуры как Игры развернута в труде Й. Хейзинги Homo Ludens (1938), что в переводе означает "Человек играющий". Книга имеет подзаголовок "Опыт определения игрового элемента культуры".[10] В этой работе он пытался «сделать понятие игры, насколько я смогу его выразить, частью понятия культуры в ц ...

Особенности социально-экономического развития пореформенной России.
Характер и направление социально-экономического развития пореформенной России были, безусловно, капиталистическими. Однако темпы и степень этого развития в различных отраслях народного хозяйства и в разных регионах страны были далеко не одинаковыми. Быстрее и интенсивнее капитализм развивался в промышленности, медленнее — в сельском хоз ...