Опричнина и ее роль в установлении самодержавно-крепостической системы в России
Страница 2

Материалы » Великое переселение народов. Крещение Руси. Становление абсолютизма » Опричнина и ее роль в установлении самодержавно-крепостической системы в России

Название удела Ивана Грозного в 1565- 72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. Система внутриполитических мер Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.) Царь все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. Россия терпела неудачи в Ливонской войне и борьбе с Крымом. Царь подозревал бояр в измене, в 1560г. разогнал Избранную раду, а в 1564 г. ввёл опричнину — режим, при котором частью страны управлял без ведома Боярской Думы (другая часть называлась земщиной). Начался бессмысленный террор против знати и вообще всех подозреваемых. Опричники одевались в черную одежду. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе- феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай- город и Кремль. В 1572г. царь отменил опричнину, но казни продолжались.

Январь 1565 г. – гонец царя огласил на Красной площади послание о том, что царь «положил гнев и опалу на высшее духовенство и всех феодалов, за их нежелание воевать против недругов». Через несколько дней царь согласился вернуться на престол, но с тем условием, чтобы казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричину. Опричиной назывался удел, который выделялся вдовым княгиням, «опричь» (кроме всей русской земли).

Цель опричины – подрыв экономической мощи феодальной аристократии путем ликвидации ее обширного вотчинного землевладения за счет земель дворянства.

Вся страна была разделена на 2 части: опричину (поморские уделы, важные в торгово-промышленном отношении земли Строгоновских на Урале; некоторые слободы и улицы Москвы, центральные уезды, где располагали вотчины бояр) и заемщину (земля, не выделенная в опричину). Феодалы, не включенные в опричину, лишались своих земельных владений. Их земли раздавались опричникам.

Отмена опричины. 1571 г. – поход хана Девлет – гирея на Москву. Опричники, которые должны были держать заслон на Оке, не вышли на службу. Через год хан повторил набег. У села Молоди (50 км. от Москвы) ханское войско разбили земские и опричные полки во главе с кн. Воротынским. Победа эта показала вредность разделения страны и войска на две части. Осенью 1572 г. – отмена опричины.

Итоги правления Ивана IV. В результате опричины не произошло изменений в структуре общественных отношений, резко ухудшилось положение народных масс. Результат опричины – хозяйственный кризис. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. Ответом на бегство крестьян стало крепостническое законодательство. 1581 – 1582 гг. – впервые Юрьев день был объявлен «заповедным» (запрещался переход крестьян). Остальные года также были «заповедными». Ухудшение экономического положения народных масс поставило Россию на порог первой в своей истории крестьянской войны.

Страницы: 1 2 

Переяславская и Черниговская земли
В политической зависимости от Киевского княжества издавна находилось Переяславское княжество. На Переяславщине развивались земледелие, скотоводство, ремесла и промыслы. Там было 25 городов. Богатства русов привлекали кочевников. Для защиты от врагов русское население возводило валы и крепости вдоль границ. Но нападения половцев не прекр ...

Либеральное движение
Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. было самым широким и имело множество различных оттенков. Но, так или иначе, либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и ...

Homo Ludens в игровой теории культуры
Оригинальная концепция культуры как Игры развернута в труде Й. Хейзинги Homo Ludens (1938), что в переводе означает "Человек играющий". Книга имеет подзаголовок "Опыт определения игрового элемента культуры".[10] В этой работе он пытался «сделать понятие игры, насколько я смогу его выразить, частью понятия культуры в ц ...