Опричнина и ее роль в установлении самодержавно-крепостической системы в России
Страница 2

Материалы » Великое переселение народов. Крещение Руси. Становление абсолютизма » Опричнина и ее роль в установлении самодержавно-крепостической системы в России

Название удела Ивана Грозного в 1565- 72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. Система внутриполитических мер Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.) Царь все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. Россия терпела неудачи в Ливонской войне и борьбе с Крымом. Царь подозревал бояр в измене, в 1560г. разогнал Избранную раду, а в 1564 г. ввёл опричнину — режим, при котором частью страны управлял без ведома Боярской Думы (другая часть называлась земщиной). Начался бессмысленный террор против знати и вообще всех подозреваемых. Опричники одевались в черную одежду. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе- феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай- город и Кремль. В 1572г. царь отменил опричнину, но казни продолжались.

Январь 1565 г. – гонец царя огласил на Красной площади послание о том, что царь «положил гнев и опалу на высшее духовенство и всех феодалов, за их нежелание воевать против недругов». Через несколько дней царь согласился вернуться на престол, но с тем условием, чтобы казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричину. Опричиной назывался удел, который выделялся вдовым княгиням, «опричь» (кроме всей русской земли).

Цель опричины – подрыв экономической мощи феодальной аристократии путем ликвидации ее обширного вотчинного землевладения за счет земель дворянства.

Вся страна была разделена на 2 части: опричину (поморские уделы, важные в торгово-промышленном отношении земли Строгоновских на Урале; некоторые слободы и улицы Москвы, центральные уезды, где располагали вотчины бояр) и заемщину (земля, не выделенная в опричину). Феодалы, не включенные в опричину, лишались своих земельных владений. Их земли раздавались опричникам.

Отмена опричины. 1571 г. – поход хана Девлет – гирея на Москву. Опричники, которые должны были держать заслон на Оке, не вышли на службу. Через год хан повторил набег. У села Молоди (50 км. от Москвы) ханское войско разбили земские и опричные полки во главе с кн. Воротынским. Победа эта показала вредность разделения страны и войска на две части. Осенью 1572 г. – отмена опричины.

Итоги правления Ивана IV. В результате опричины не произошло изменений в структуре общественных отношений, резко ухудшилось положение народных масс. Результат опричины – хозяйственный кризис. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. Ответом на бегство крестьян стало крепостническое законодательство. 1581 – 1582 гг. – впервые Юрьев день был объявлен «заповедным» (запрещался переход крестьян). Остальные года также были «заповедными». Ухудшение экономического положения народных масс поставило Россию на порог первой в своей истории крестьянской войны.

Страницы: 1 2 

Формирование советского государственного аппарата
В конце 1917- начале 1918 гг. происходила, заменяя старых органов власти и управления новыми. Формировались аппараты наркоматов и других органов управления. В конце октября 1917 г. Была создана рабоче-крестьянская милиция. В составе Совнаркома была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. 2 ...

Оперные спектакли С.П. Дягилева
Для дебюта, Дягилев выбрал две оперы – “Бориса Годунова” Мусоргского и “Садко” Римского-Корсакова. Обе отвечали требованию яркой национальной самобытности и вдобавок были соединены по принципу жанрового контраста: историко-психологическая драма и опера-былина. Однако с “Садко” сразу же возникли затруднения и дело не сладилось. В програм ...

Происхождение иноземцев в России XVI-XVII вв.. Устойчивое присутствие иноземцев в XVI-XVII вв
Шестнадцатый и семнадцатый века в России - время утверждения и развития идеи о Москве как - Третьем Риме, хранительнице последнего на земле истинного христианства. Представления об особом предназначении Руси (при теснейшем союзе Церкви и Царства в соответствии с теорией симфонии) неизменно ставили перед правителями важнейшую задачу - за ...