Запорожские казаки как движущая сила освободительного движения
Страница 1

Материалы » Присоединение Украины к России » Запорожские казаки как движущая сила освободительного движения

После разрушения греческой империи и основания в Крыму царства Гиреев, беспрестанные грабежи и набеги татар не допустили свободного мирного развития жизни в этом крае и вызвали в нем необходимость населения с чисто воинственным характером.

В конце XV века введен был в Руси польский обычай отдавать города с поселениями под управление лиц знатного рода, под названием старост. В начале XVI века являются староства: черкасское и каневское, а в них военное сословие под названием казаков. Сама страна, занимаемая этими староствами, названа «Украиной»[4]; название это переходит на все пространство до Днестра, именно на землю древних угличей и тиверцев, а потом по мере расширения казачества распространяется и на киевскую землю и на левый берег Днепра[5].

Черкасские и каневские старосты, а за ними и другие старосты в южнорусском крае, например, Хмельницкие и Брацлавские, для безопасности своих земель, по необходимости должны были учредить из местных жителей военное сословие, всегда готовое для отражения татарских набегов. Необходимо было вместе с тем дать этому сословию права и привилегии вольных людей, т.к., по понятиям того века, воин должен был пользоваться сословными привилегиями перед земледельцами. Организаторами казацкого сословия в начале XVI века являются преимущественно два лица: черкасский и каневской староста Евстафий Дашкович и хмельницкий староста Предислав Лянскоронский.

Развитию казачества более всего содействовал талантливый преемник Дашковича, староста Димитрий Вишневецкий. Он увеличивал число казаков приемом всякого рода охотников, прославился со своими казаками геройскими подвигами против крымцев и поставил себя по отношению к польскому королю почти в независимое положение. Его широкие планы уничтожить крымскую орду и подчинить черноморские края московской державе, разбились об ограниченное упрямство царя Ивана Грозного. В пятидесятых годах XVI века Вишневецкий построил укрепления на острове Хортице и поместил там казаков. Это не понравилось татарам, и сам хан Девлет-Гирей приходил выгонять казаков оттуда. Вишневецкий отразил хана, но, покинутый в своих предприятиях царем Иваном, покорился воле Сигизмунда-Августа, а затем вывел казаков с низовья Днепра. Тем не менее, казаки не оставили пути, намеченного Дашковичем и Вишневецким, и за знаменитыми днепровскими порогами казаки создают свои укрепления - со временем возникает Запорожская Сича - казацкая республика, унаследовавшая демократические традиции еще времен Киевской Руси. Запорожская Сича установилась прежде всего на острове Томаковке, близ впадения в Днепр реки Конки[6]. Казаки, поселившиеся в Сичи, носили название "запорожцев". Они выбирали вольными голосами на "раде" (сходке) главного начальника, называемого "кошевым атаманом". Кош разделялся на "курени", и каждый курень состоял под начальством выбранного "куренного атамана". Поселения низовых казаков не ограничивались одною Сичью. В разных местах на днепровских островах и на берегах образовывались казацкие селитьбы и хутора. Таким образом, за порогами слагалось общество с военным характером, населяемое выходцами и беглецами из Южной Руси, совершенно независимыми от властей, управлявших Южной Русью.

Казаки разделялись на два рода: городовых (или украинских) и запорожских (или сичевых). Первые по месту своего жительства, должны были над собою признавать польские власти; вторые были совершенно независимы.

Положение казачьей республики, ее отношения с Польшей были весьма своеобразными. Польское правительство не без оснований видело в Сечи угрозу, но нуждалось в казаках, поскольку они заслоняли от крымских татар, за спиной которых маячила могущественная Османская империя. Вот почему довольно рано польское правительство пыталось переманить к себе на службу часть казачества: польские паны содействовали расширению казачества: приглашали казаков в своих походах, так, Мнишки и Вишневецкие с их помощью водили в московское государство самозванцев. Польские короли не раз пользовались их услугами[7]. Еще Сигизмунд-Август изъял украинских казаков из-под власти старост и поставил над ними особого "старшого". При Стефане Батории заведены были реестры или списки, куда записывались казаки, и только вписанные в эти реестры должны были называться казаками. Старшой над казаками, назначенный королем, назывался гетманом[8]. Всех реестровых казаков было только шесть тысяч. Они пользовались свободным правом владения своими землями, не несли никаких податей и повинностей и получали жалование по червонцу на каждого простого казака и по тулупу.

Страницы: 1 2 3

Советский период в историографии столыпинской реформы
В исторической литературе предметом научных дискуссий стали различные аспекты изучения столыпинских реформ, начиная с неоднозначных трактовок характера и направленности реформаторской деятельности П.А. Столыпина и кончая взаимоисключающими оценками ее итогов и значения. На данном этапе, по сути дела, никто из историков не отрицает тот ф ...

Археологические находки
Первые археологические находки, доказывающие существование христианства в Крыму, относятся к III в., а 304 годом датируется первое христианское надгробие на Крымском полуострове. К этому же периоду относится и распространение христианства в Херсонесе - причем, похоже, проповедь Еванглия была вначале встречена здесь не очень неприветливо ...

Советская наука в 70-х годах
Где - то в середине 50-х годов, появилось первое региональное отделение Академии наук, это было Сибирское отделение. В 1987 году, были учреждены Дальневосточное и Уральское отделение. В этот период в академическом секторе получили развитие специализированные научные центры, сформированные на основе объединения институтов, выполняющих ис ...