Освободительная война украинского народаСтраница 3
Тогда московский посол сказал, что если так, то царь не будет более посылать в Польшу послов, а велит писать о неправдах польских и о нарушении поляками мирного договора во все окрестные государства и будет стоять за православную веру, за святые Божья церкви, и за свою честь, как ему Бог поможет![17]
Поляки, считая, что Хмельницкий пойдет на помощь к сыну, который находился в стесненном положении в Молдавии, двинулись с войском во главе короля на Подоль к Каменцу, надеясь перерезать путь. Хмельницкий отправляясь в поход на выручку сына, известил царя Алексея Михайловича, что поляки идут на поругание веры и святых церквей, и прибавил: "турецкий царь прислал к ним в обоз в Борки своего посланца и приглашает к себе в подданство. Если, ваше царское величество, не сжалишься над православными христианами и не примешь нас под свою высокую руку, то иноверцы подобьют нас и мы будем чинить их волю. А с польским королем у нас мира не будет ни за что".
Тесть Тимофея, Лупула, ушел из Молдавии, а Тимофей с тещею и казаками заперся в Сочавском замке. Огромное войско венгерцев и поляков осадило Сочаву. Осажденные храбро отбивались, ожидая выручки от Хмельницкого. Но после ранения в ногу Тимофей умер. Казацкий полковник Федоренко продолжал несколько времени отбиваться, но голод принудил его сдать крепость, 9-го октября казаки вышли из сочавской крепости, выговорив себе свободный проход в Украину с телом Тимофея Хмельницкого. Богдан Хмельницкий встретил на дороге тело сына, приказал вести его на погребение в Чигирин, а сам пошел на поляков. К нему пристал тогда крымский хан[18].
Враги встретились на берегу Днестра под Жванцем, когда была уже поздняя осень. Положение поляков было печальное. Войско их, составленное из непривычных к ратному делу воинов, разбегалось. Но хан наблюдал только одну свою выгоду и предложил полякам мир, с условием, если ему заплатят единовременно сто тысяч червонных, а потом станут платить ежегодно на основании Зборовского договора, и в добавок, дадут татарам право на возвратном пути брать сколько угодно пленников в польских областях. Как ни диким казалось последнее требование, но поляки согласились на него, выговоривши себе только то условие, чтобы татары брали в плен в продолжение сорока дней одних русских и не трогали поляков. Ханский визирь договорился с поляками и о том, что с этих пор хан отступит от казаков, и будет помогать полякам укротить казаков.
Хмельницкий узнал об этом тайном условии, но ему невозможно было отважиться в данную минуту на борьбу разом и с поляками и с татарами. Одна надежда у него осталась тогда на царя московского. 1
6 декабря ушел король Ян-Казимир; за ним разошлось польское войско. Вслед за тем татары, по условию, страшно опустошили Южную Русь до самого Люблина. Однако, и поляки не остались без наказания за постыдный договор с ханом: татары, не разбирая своих жертв, сжигали шляхетские дома и увели в плен множество шляхты обоего пола.
Между тем, после решительного ответа, данного панами московскому послу боярину князю Репнину-Оболенскому, московское правительство приступило, наконец, к решительному шагу. Оставаться зрителями того, что делалось по соседству, далее было невозможно; предстояла опасность, что казаки отдадутся Турции, и вместе с крымскими татарами начнут делать опустошения в пределах московского государства. Дело было первой важности и царь Алексей Михайлович 1 октября 1653 года созвал земский собор всех чинов московского государства.
Думный дьяк изложил о том, как гетман Богдан Хмельницкий много лет просил государя принять его под державную руку, о том, как царь предлагал полякам прощение виновных в оскорблении царской чести, с тем, чтоб поляки уничтожили унию и перестали преследовать православную веру, и как поляки отвергли это предложение. Извещалось, наконец, что турецкий царь зовет казаков под свою власть. Потом отбирался ответ на вопрос: принимать ли гетмана Богдана Хмельницкого со всем войском запорожским под царскую руку?
Бояре дали такое мнение: Ян-Казимир при избрании на королевство присягал остерегать и защищать всех христиан, исповедание которых отлично от римско-католического, не притеснять никого за веру и другим не дозволять, а если своей присяги не сдержит, то в таком случае подданные его освобождаются от верности ему и послушания. Король Ян-Казимир присяги своей не сдержал: восстал на православную христианскую веру, разорил многие церкви, и обратил в унитские. Стало быть, гетман Хмельницкий и все войско запорожское, после нарушения королевской присяги - вольные люди: от своей присяги свободны. А потому, чтобы не допустить их отдаться в подданство турецкому султану или крымскому хану, следует принять гетмана Богдана Хмельницкого, со всем войском Запорожским, со всеми городами и землями, под высокую государеву руку.
Особенности социально-экономического развития пореформенной России.
Характер и направление социально-экономического развития пореформенной России были, безусловно, капиталистическими. Однако темпы и степень этого развития в различных отраслях народного хозяйства и в разных регионах страны были далеко не одинаковыми. Быстрее и интенсивнее капитализм развивался в промышленности, медленнее — в сельском хоз ...
Захват русских земель татаро-монголами
Процесс заселения и хозяй
ственного освоения Русской равнины в конце 30-х годов XIIIв. был прерван в результате татаро-монгольского нашествия. В то время монголами называли все кочевые племена Центральной Азии, объединенные и покоренные Чингисханом - основателем огромной Монгольской империи. При этом термин «татары», получивший широкое ...
Казаки, организация дружины
Слово "казак" - тюркского происхождения, так называли людей, отставших от Орды, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали называть и опасных людей, промышлявших разбоем. И национальность для казаков большой роли не играла, главное - образ жизни. Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 157 ...