Освободительная война украинского народа
Страница 4

Материалы » Присоединение Украины к России » Освободительная война украинского народа

После такого земского приговора, царь послал на Украину посольство во главе с боярином Бутурлиным, чтобы принять Украину под высокую руку государя. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года.

1 января прибыл в Переяславль гетман. 8 января Хмельницкий вышел на площадь, где была собрана генеральная рада, с речью: «Господа полковники, все войско запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский; четвертый - православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь бусурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже бусурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленные и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно: сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царскою милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога». Раздались восклицания: «Волим под царя восточного! Лучше нам умереть в вашей '' "Боже утверди, Боже укрепи, чтоб мы навеки были едино!» [19]

Прочитаны были условия нового договора. Смысл его был таков: вся Украина, казацкая земля (приблизительно в границах Зборовского договора, занимавшая нынешние губернии, полтавскую, киевскую, черниговскую, большую часть волынской и подольской) присоединялась под именем Малой России к московскому государству, с правом сохранять особый свой суд, управление, выбор гетмана вольными людьми, право последнего принимать послов и сноситься с иноземными государствами, неприкосновенность прав шляхетского, духовного и мещанского сословий. Дань государю должна платиться без вмешательства московских сборщиков. Число реестровых увеличивалось до 60 тысяч, но дозволялось иметь и более охочих казаков.

Стоит отметить, малороссийское духовенство неохотно соглашалось поступать под власть московского государя. Духовенство не только не присягнуло, но и не согласилось посылать к присяге монастырских слуг и вообще людей из всех имений, принадлежавших церквам и монастырям. Духовенство смотрело на московских русских, как на народ грубый, и даже насчет тождества веры с московской происходило у них сомнение. Некоторым даже приходила мысль, что москали велят перекрещиваться. Народ присягал без сопротивления, однако, и не без недоверия: малоруссы боялись, что москали станут принуждать их к усвоению московских обычаев. Что касается казаков и приставших к ним русских шляхтичей, то они вообще, только по крайней нужде отдавались под власть московского государя; в их голове составился идеал независимого государства из Малороссии. Хмельницкий отправил своих послов, которые были приняты с большим почетом. Царь утвердил Переяславский договор и, на основании его, выдали жалованную грамоту[20].

Московское правительство формально объявило Польше войну. Она вспыхнула разом и в Украине и в Литве.

Страницы: 1 2 3 4 

Причины расторжения дружбы, их интересы общие и противоречия
После Эрфурта Александр вернулся в Петербург еще с намерением поддерживать франко-русский союз и не выходить из фарватера наполеоновской политики, по крайней мере в ближайшем будущем. Когда будет написана научная и детальная социально-экономическая и политическая история России начала XIX в., тогда, вероятно, будущий исследователь много ...

Украина в период реформации
Днём рождения протестантизма считается 31 октября 1517 года, когда монах и преподаватель Виттенбергского университета Мартин Лютер открыто выступил с 95-ю тезисами, содержавшими осуждение доктрин Римско-Католической Церкви. Поводом для этого выступления послужила продажа одним доминиканским монахом индульгенций: в высшей степени цинична ...

Историческое значение Киевской Руси
Могучее раннефеодальное государство средневековой Европы Киевская Русь ускорило экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян, способствовало образованию древнерусской народности, отстояло свои земли от вражеских нападений кочевников, а также посягательств феодалов Византии. Благодаря государственному единству русск ...