Центральные органы государственной власти
Страница 1

Материалы » Политическая система Франции » Центральные органы государственной власти

Особенностью управления французским государством при четком в соответствии принципу разделения власти является некоторый приоритет исполнительной власти перед законодательной. В Пятой Республике центральная исполнительная власть представлена Президентом и Правительством.

Полномочия президента регламентированы в Разделе II Конституции. В соответствии со статьей 5 Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем

нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров. Таким образом, Президенту принадлежат важные личные полномочия и ответственность за судьбу страны.

Показателями широких полномочий Президента Франции могут служить положения статьи 16 Конституции: "Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом. Он информирует об этом нацию в своем послании. Из приведенной статьи Конституции усматривается право Президента на роспуск Национального Собрания. Лишь в трех случаях: во-первых, в соответствии со ст. 16 (последний абзац) Президент не может распустить Национальное собрание в период осуществления чрезвычайных полномочий; во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального собрания в течение года, последующего после предыдущего роспуска; в-третьих, временным Президентом республики (т.е. когда функции Президента временно исполняет председатель Сената).

Одним их самых серьезных полномочий Президента, закрепленных в статье 11 Конституции является право проводить национальный референдум (об этом подробно указывалось в разделе о референдуме).

Роль Президента значительно возрастает, когда на основании статьи 16 Конституции, он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Указанная норма, закрепленная в Конституции позволяет Президенту ввести настоящую единоличную диктатуру, во время осуществления которой он принимает все меры, которые, по его мнению, диктуются обстоятельствами.

Из текста Конституции не ясно, достаточно ли серьезными являются меры контроля за деятельностью Президента, поскольку не контролируется сам момент введения чрезвычайного положения. В Конституции фигурируют ни к чему не обязывающие фразы, что глава государства лишь должен получить "официальную консультацию" у Премьер-министра, председателей парламентский палат и Конституционного совета. Полученные "мнения" этих лиц не обязательно исполнять.

В соответствии с Конституцией, Президент практически полностью формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников (лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров).

Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Хотя Конституция не содержит права Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. это право было предусмотрено декретом от 14 января 1964 г.

Президент заключает и ратифицируетмеждународные договоры (за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом). В части осуществления судебной власти Президент обладает правом помилования.

Статья 64 Конституции наделяет Президента особыми полномочиями как гаранта независимости

судебной власти.

Являясь центральным органом исполнительной власти, во взаимоотношениях с Правительством (также элементом центральной власти), Президент председательствует в Совете Министров, подписывает декреты и ордонансы,принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов Правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах,

Широта полномочий Президента во многом зависит и от личности Президента. Многие положения Конституций и создавались под определенную "сильную личность". На практике Президенты иногда очень широко толкуют положения Конституции, регламентирующие их полномочия. Достаточно осмыслить статью 13 Конституции, чтобы сделать вывод о неограниченных возможностях использовать ряд ее положений для расширения роли и значения Президента.

Страницы: 1 2 3 4 5

Внешняя политика и их дружба
Россия и Франция были связаны единой судьбой, определявшей многое не только в их жизни. Две империи оказались одновременно и параллельными друг другу, и очень разными. Историки рассказывают об этом длинными фразами. Искусство наглядно показывает это без слов. Культурное сродство, заложенное веком Просвещения, оказалось не просто сильнее ...

Противоречивый характер реформ Петра I.
Период правления Петра I в отечественной историографии обычно рассматривается как начало новой эпохи в истории России. Еще Ключевский В.О. заметил: «… по упрощенной систематизации вся наша история делилась на два периода: Русь древнюю, допетровскую, и Русь новую, петровскую и послепетровскую». При всей условности такой периодизации она ...

Итоги экономического развития
Падение темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975 гг.). За 15 лет (1970-1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается 11-й пятилетки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного пятилетнего ...