Режим талибов в Афганистане в конце ХХ векаСтраница 1
Уникальность талибского режима в Афганистане заключается в идеологических, политических и экономических особенностях его сущности. Прежде всего, следует отчетливо понимать, что эти особенности являются производными от идеологической доктрины, огнем и мечем навязанной многонациональному афганскому народу толпой недоучившихся пуштунских студентов, во главе которых стояли вполне зрелые, хорошо образованные, амбициозные пуштунские лидеры. Причем не в последнюю очередь это происходило с помощью сил извне. США задумали, Саудовская Аравия финансировала, а Пакистан осуществил процесс рождения и возмужания этого Движения. Делали они это, исходя из своих корыстных, сиюминутных политических целей, поставленных, прямо скажем, с плохо просчитанными последствиями для них самих. Ныне все мировое сообщество прекрасно осознает, что ДТ в Афганистане, захватившее почти 90% его территории, явно вопреки планам создателей (во всяком случае, одного из них, но самого могущественного), по сути дела превратило эту страну в мировой центр наркобизнеса, исламистского экстремизма и терроризма. Режим афганских талибов представляет сегодня угрозу не только региональной, но и мировой безопасности.
В этой связи необходимо еще раз повторить, что первооснова всех опасностей, исходящих из талибского Афганистана, – талибская идеология, воплощенная в политике. Режим ДТ – это предельно идеологизированный режим. В основу его идеологии положены наиболее консервативные средневековые постулаты раннего ислама. Даже среди ныне существующих идеологизированных тоталитарных режимов коммунистической, религиозной или другой окраски, режим афганских талибов выделяется своим фанатизмом и воинственной непримиримостью. Так, талибы силой принуждают афганцев следовать своей и только своей экстремистской версии ислама. Следование другим течениям или школам ислама, не говоря уже об иных религиях или вообще об атеизме, карается смертью.
Все афганцы, находящиеся под строжайшим постоянным контролем талибов, обязаны подчиняться средневековым религиозным правилам, которые нельзя сравнить ни с чем в современном мире. Например, за проведением в жизнь талибских законов пристально следит религиозная полиция, находящаяся в подчинении Министерства добропорядочности и борьбы с пороками. Талибские инстанции контролируют личное поведение каждого человека с утра до ночи и с ночи до утра. Люди, пропускающие обязательные намазы или опаздывающие на них, подвергаются наказаниям, включая жестокую порку. Религиозная полиция следит также за соблюдением правил внешнего вида людей. Мужчины обязаны носить бороды строго определенной длины, головные уборы и одежду, как считают талибы, соответствующие исламским установкам, женщины – паранджу, скрывающую их с ног до головы. Репрессии талибов особенно жестоки по отношению к афганским женщинам и девочкам. Большинству девочек запрещено посещать школы. И за исключением некоторых женщин-врачей и медсестер (в основном гинекологов и акушерок), подавляющее большинство женщин не может работать за пределами дома. Женщинам запрещено появляться вне дома без сопровождения родственников (мужчин или пожилых женщин), управлять автомобилем, пользоваться косметикой и т. д.
За нарушения этих правил религиозная полиция подвергает людей различным суровым наказаниям вплоть до смертной казни. Кроме того, самый настоящие кровавые гонения развязаны в талибском Афганистане против шахмат, детских кукол, плюшевых мишек. Запрещены фотография, (прежде всего – съемка людей), музыка, кино, телевидение, практически все виды искусств. Талибский режим целенаправленно отбрасывает афганцев в раннее средневековье.
Все вышеназванное могло бы быть внутренним делом талибской группировки, захватившей власть в Афганистане (хотя, безусловно, с большими натяжками и допусками, – ведь вопиющее нарушение прав человека, еще невиданное с времен тоталитарных режимов, налицо), если бы не три очень важных момента: 1) талибы осуществляют экспорт своих идей в другие страны; 2) они в качестве и наемников, и добровольцев, и бесправных рекрутов принимают активное участие в террористической, антигосударственной деятельности многочисленных исламистских группировок в мусульманских странах региона, более того, Афганистан, благодаря талибам, стал центром международного терроризма; 3) они являются главными и основными производителями и экспортерами растительных наркотиков в мире. Именно наркотики – финансово-экономический фундамент талибского режима.
Ущербный режим порождает ущербную экономику, которая базируется на наркобизнесе. Экономика Афганистана, и в лучшие времена не отличавшаяся мощью и имевшая ярковыраженный полуфеодальный характер, за более чем 20 лет непрерывных войн была практически разрушена. Уничтожены свыше 200 тыс. га посевных площадей, погибли миллионы голов скота, взорваны ирригационные сооружения и древние каналы водоснабжения, выведены из строя многие сотни километров шоссейных и горных дорог, энергосистемы, десятки промышленных предприятий и мастерских1, погибли или уехали из страны тысячи специалистов. Миллионы афганцев были обречены на голодную смерть. И в этих условиях наркобизнес стал, пожалуй, единственной (если не считать контрабанду и торговлю) отраслью экономики, благодаря которой одни просто выживали, другие сказочно обогащались, а третьи уходили от тяжелой повседневности в наркотическое забытье.
Административная реформа.
Она была призвана обеспечить неограниченность власти самодержца при решении всех вопросов государственной жизни. Для последней отныне стали характерны строгая централизация, бюрократизация аппарата управления государством, регулярная армия, включение Церкви в общую систему государственного администрирования, упорядочение финансовой сфер ...
Изучение исторической ментальности как основа методологии Й. Хейзинги
Воссоздание истории мировой культуры – одна из дискуссионных проблем науки. Существует немало противоречивых точек зрения на исторический процесс развития культуры. Одни считают неправомерным вообще отделять историю культуры от гражданской истории, считая, что все культурные явления органично вплетены в события эпохи, зависят от них ...
Революция в Германии
Социально-экономическое и политическое развитие Германии в 30-е – 40-е годы XIX века показало, что без устранения унаследованных от средневековья остатков феодальной раздробленности страны дальнейший ее прогресс невозможен.
Либеральная буржуазия германских государств требовала созыва общегерманского парламента и уничтожения юнкерских п ...