Спор иосифлян и нестяжателей
Страница 2

Материалы » Роль церкви в Московском государстве » Спор иосифлян и нестяжателей

Прот. Георгий Флоровский писал, что правда Иосифа Волоцкого - это прежде всего правда социального служения, а его идеал - это своего рода "хождения в народ". С точки зрения Иосифа, все члены общества должны выполнять определенное служение. Не составляет исключения даже сам царь. И его Иосиф включает в ту же систему Божия тягла, - и царь подзаконен, и только в пределах закона Божия и заповедей обладает он своей властью. А неправедному или "строптивому" царю вовсе и не подобает повиноваться, он даже и не царь - "таковый царь не Божий слуга, но диавол, и не царь, а мучитель". В этой системе и монашеская жизнь - это некое социальное тягло, особого рода религиозно-земская служба. Этому социальному служению, деланию справедливости и милосердия изнутри подчиняется у Иосифа и самое молитвенное делание. Монастырские села он защищает, можно сказать, из филантропических и социальных побуждений: он принимает их от имущих и богатых, чтобы раздавать и подавать нищим и бедным. Волоколамская обитель постоянно превращается игуменом то в странноприимный дом, то в благотворительную столовую для сирот и убогих, то в больницу.

В отличие от Устава Иосифа Волоцкого, в Уставе ("Предании") Нила Сорского формулируются только самые общие правила монашеской жизни; этот текст чужд той дотошной и всеобъемлющей регламентации, которая явно предстает со страниц труда волоколамского игумена. Нил Сорский побывал на Афоне, в монастырях Константинополя, посещал лавры Палестины, может быть, был на Синае. В его "Предании" обнаруживаются следы знакомства с "Преданием" Саввы Освященного. Устав Нила Сорского предполагал четыре главных (и допустимых) источника материального обеспечения особножительных монастырей и скитов. Главным из них было "рукоделие", т. е. собственный труд монахов, а далее назывались "милостыня" (включающая в себя как пожертвования частных лиц, так и возможность государственной дотации), участие в товарообмене и использование наемного труда, но только в случае, если этот труд оказывается справедливо оплаченным. Создание Нилом Сорским собственного Устава, написанного явно в полемике с Уставом общежительного монастыря, написанным Иосифом Волоцким, наглядно свидетельствует о том, что общежитие Нил явно считал менее совершенной формой монашеской жизни по сравнению с особножительством, преимущественно в скитской форме.

Разногласие между иосифлянством и заволжским движением можно свести к такому противопоставлению: одни стремились завоевать мир, работая в нем, другие преодолевали мир через преображение и воспитание вне мира нового человека, через становление новой личности. И те и другие в качестве примера обращались к опыту Сергия Радонежского, своей деятельностью осуществившего впоследствии уже недостижимый идеал. Два пути, диаметрально разошедшиеся через столетие после кончины преп. Сергия, в конце концов соединились после мучительных кровавых драм: и Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский были причислены русской православной Церковью к лику святых (первый - в конце XVI в., второй - в начале ХХ).

Страницы: 1 2 

Н. П. Бударин (1910-1943)
Улица, названная именем Героя Советского Союза Николая Петровича Бударина,—одна из самых бойких и оживленных в Центральном районе Омска: на ней сходятся десятки городских автобусных маршрутов. А когда-то здесь царила тишина, лишь в ветреные дни шумели высокие тополя, да с утра до вечера гоняли футбольный мяч мальчишки, среди которых был ...

История Эстонии. Введение
Эсто́ния (эст. Eesti), официальное название — Эсто́нская Респу́блика(эст. Eesti Vabariik) — государство в Европе на северо-восточном побережье Балтийского моря. На востоке граничит с Россией, на юге — с Латвией. На севере отделена от Финляндии Финским заливом, на западе от Швеции — Балтийским морем. Расположена в север ...

Степаненко Григорий Иванович
Родился в 1917 году в с. Бессарабовка Харьковской области. Рано стал сиротой. Мальчишкой работал в колхозе водовозом, пахарем. В 1933 приехал в Краматорск, работал бетонщиком на строительстве НКМЗ, затем - на строительстве станкозавода. Призван в армию, там его и застала война. Это было в Венгрии. Город Махач, недалеко от Дуная. Развед ...