ВведениеСтраница 1
Первая мировая война (1914-1918 гг.) - одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек, т.е. около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранен. Жертвы среди мирного населения, пострадавшая от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени, также исчислялись десятками миллионов.
Первая мировая война открыла новый пласт национальной истории России, создала предпосылки революции, гражданской войны, построения социализма и многих десятилетий разобщения с Европой. Она должна послужить грозным предостережением относительно хрупкости человеческой природы, способной слепо повести по дороге самоуничтожения.
С самого начала Первая мировая война приобрела затяжной характер, о чем свидетельствует весь ход кампании 1914 года. В этой связи представляется актуальным анализ основных событий военной кампании 1914 года. В этой связи тема курсовой работы сформулирован следующим образом: "Кампания 1914 года".
Цель работы - анализ хода военной кампании 1914 года, освещение ее основных событий и итогов.
Задачи работы:
1. Анализ процесса стратегического развертывания и первых задач кампании 1914 г.
2. Освещение основных событий кампании 1914г.
3. Анализ итогов кампании 1914г.
Обзор источников:
Для решения перечисленных выше задач нами были привлечены в качестве источников несколько групп источников:
1. официально-документальные материалы; [1]
2. статистические данные; [2]
3. мемуары участников кампании 1914 года - воспоминания зарубежных военачальников и политических деятелей, а также мемуары наших соотечественников, принимавших участие в событиях Первой мировой войны[3].
Историография проблемы:
Анализу событий кампании 1914 года отведено значительное место в отечественных исследованиях, посвященных событиям Первой мировой войны, а также в исследованиях по истории военного искусства. Можно выделить пять этапов в исследовании Первой мировой войны отечественными историками:
1) 1918-1920-е гг., когда шел процесс становления историографии;
2) 1930-е-1945 г. - время особенно сильного влияния на историографию Первой мировой войны культа личности Сталина;
3) 1945-1960-е гг., характеризующиеся противоречивостью: "оттепель" 1956 г. оказалась лишь передышкой;
4) 1970-1980-е гг., для которых характерно усиление политизации и идеологизации в рамках "холодной войны";
5) с конца 1980-х гг. начинается критика прошлого, попытки создания новой историографии войны 1914-1918 гг. [4]
Внимание советских ученых привлекали вопросы происхождения и неизбежности войны, ее характера, дипломатии довоенного и военного времени. В 1920-е-начале 1930-х гг. допускались определенный плюрализм мнений и дискуссии с зарубежными коллегами. Историки пользовались возможностью работать за границей, имели свободный доступ к иностранным публикациям на родине. На протяжении 1920-х гг. в СССР интенсивно продолжалась работа по публикации тайных дипломатических документов периода Первой мировой войны и ее подготовки. Вышел в свет ряд специальных тематических сборников, включавших материалы из различных фондов архива дореволюционного МИД. В этот период ход событий Первой мировой войны получил детальнейшее освещение в работе А.М. Зайончковского. [5]
М.Н. Покровский выдвинул тезис о первоочередной виновности Антанты, прежде всего царизма и Англии, в развязывании Первой мировой войны. Академик считал, что в сфере международных отношений решающее значение имела борьба за торговые пути. Весь внешнеполитический курс России конца XIX-начала XX в. он рассматривал сквозь призму борьбы за Босфор и Дарданеллы. В тени оставалась агрессивность центральных держав. [6]
Женское образование в первой половине XIX в.
Поступательное культурное развитие страны еще во второй половине XVIII века поставило перед царским правительством вопрос о женском образовании. Однако решение его было сугубо сословным. Признавалось возможным давать государственное образование лишь особам дворянского происхождения. В закрытых учебных заведениях. Такими заведениями в пе ...
Рабочее движение
Рабочее движение
60-х гг. не было значительным. Преобладали случаи пассивного сопротивления и протеста — подача жалоб или просто бегство с фабрик. Из-за крепостнических традиций и отсутствия специального рабочего законодательства установился жесткий режим эксплуатации наемного труда. Со временем рабочие все чаще стали устраивать стачки ...
Новый этап демократического движения
С 1988 г. наступает новый этап национально-освободительного демократического движения на Украине (его отличительная черта — переход от критики строя к политическим действиям). Наиболее важные процессы этого этапа:
— с 1988 г. рост «неформального движения»;
— создание новых политических организаций и партий;
— ликвидация политич ...