Попытка Ивана IV силой установить самодержавиеСтраница 3
Адашев правил от имени царя, "государевым словом", вознесенный выше боярской знати - царь надеялся таким образом поставить боярское сословное своеволие под контроль. Опричнина стала в дальнейшем лишь логичным завершением подобных попыток. При этом конечным результатом, по мысли Грозного, должно было стать не упразднение властных структур (таких, как боярская дума, например), а лишь наполнение их новым, религиозно осмысленным содержанием. Царь не любил ломать без нужды.
Адашев "правил землю русскую" вместе с попом Сильвестром. В благовещенском иерее царь, известный своим благочестием (ездивший в дальние монастыри на покаяние замаливать даже незначительные грехи - "непотребного малого слова ради") - хотел видеть олицетворение христианского осмысления государственности. Однако боярская верхушка сумела "втянуть" Адашева и Сильвестра в себя, сделать их представителями своих чаяний. Адашев вмешался в придворные интриги вокруг Захарьиных - родственников Анастасии, жены царя, сдерживал в угоду удельным интересам создание единого централизованного русского войска. Сильвестр оказался не краше - своего сына Анфима он пристроил не в "храбрые" и "лутчие люди", а в торговлю, испросив для него у царя назначение ведать в казне таможенными сборами.
Царю в случае успеха боярских замыслов оставалось лишь "честь председания". Русская история чуть было не свернула в накатанную западно-европейскую колею, в которой монарх выполнял роль балансира между противоречивыми интересами различных социальных групп. Лишь после охлаждения отношений царя с прежними любимцами дело двинулось в ином направлении. В 1556 году были приняты царские указы, в результате которых все землевладельцы, независимо от размера своих владений, делались служилыми людьми государства. "Речь шла об уравнении "сильных" и "богатых" со всеми служилыми людьми в служебной повинности перед государством именно несмотря на их богатство, на их экономическую самостоятельность", - признает Альшиц.[6] Он же пишет, что в период деятельности Адашева и Сильвестра "решался вопрос - по какому пути пойдет Россия: по пути усиления феодализма или по пути буржуазного развития . То, что реформы Адашева и Сильвестра . имели тенденцию направить развитие страны на иной путь в политическом устройстве и . в основе экономики, а именно - на путь укрепления сословно-представительной монархии, представляется несомненным".[7]
Идея опричнины прямо противоположна. "Аз есмь царь, - говорил Грозный, - Божиим произволением, а не многомятежным человеческим хотением". Русский государь не есть царь боярский. Он не есть даже царь всесословный - то есть общенародный. Он - Помазанник Божий. Инструментом утверждения такого взгляда на власть и стала опричнина.
Попытки сопротивления Руси
Отгремел страшный Батыев погром. Русь медленно восстанавливалась. Крестьяне и горожане, прятавшиеся в лесах, постепенно возвращались в родные села и города. В разрушенные города въезжали уцелевшие князья. Новгородский князь Ярослав Всеволодович восстанавливал порядок.
Но, несмотря на все это, угроза со стороны монголо-татар не исчезла. ...
Основание Израиля
Война, как это и было запланировано с 1871 года, открыла путь к образованию Государства Израиль. По мере того, как постепенно затягивались раны в Европе, внимание мировой общественности обратилось к Ближнему Востоку, где сионисты уже были готовы провозгласить в Палестине становление Израиля. Убийство лорда Мойна двумя сионистами сильно ...
Экономический кризис 1900 – 1903 гг.
В начале 900-х годов в России после бурного промышленного подъема наступил экономический кризис (1900—1903 гг.). Кризис затронул экономику не только России, но и большинства капиталистических стран — это был мировой кризис. При изучении курса новой истории вы уже познакомились с сущностью экономических кризисов, причинами их возникновен ...