Заключение

Завершая работу над рефератом, можно прийти к выводу, что суть опричнины состояла в том, что Грозный применил к территории старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей-бояр, тот порядок, какой обыкновенно применялся Москвой в завоеванных землях.

Опричнина в целом не смогла усилить на более или менее продолжительное время самодержавное правление, ни ликвидировать центральные сословно-представительные органы и местное самоуправление. Опричнина не должна рассматриваться как ступень к новой "прогрессивной" самодержавной форме правления, как часто определяют ее значение. В большей степени она являлась возвращением к временам удельного правления (если иметь в виду деление страны на опричнину и земщину и т.д.). Опричнина была реформой, но реформой с противоположным знаком. Об этом свидетельствуют и ее последствия.

Мнения историков об опричнине можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям: 1) опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла; 2) опричнина являлась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его "самовластию". Ни одно из этих положений не бесспорно, поэтому спор об опричнине продолжается.

Я считаю, что причины появления опричнины надо искать не в борьбе с определенными социальными группами, а в реакции пытающейся усилиться самодержавной власти на альтернативу государственного развития, представленную сословно-представительными учреждениями.

[1] Толстой М. В. История русской Церкви. Издание Валаамского монастыря, 1991, с. 432.

[2] Толстой М. В. История русской Церкви. Издание Валаамского монастыря, 1991, с. 433.

[3] Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988, с. 161.

[4] Федоров Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. с. 51.

[5] Русское историческое повествование. М., 1984, с. 146.

[6] Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988, с.198.

[7] Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988 с.200-202.

[8] Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988, гл.8

История тайных обществ и орденов. Тайные общества языческой древности
Закрытые и тайные общества играли огромную роль на заре официальной истории Большой современной цивилизации: в раннем Египте, Шумере, Вавилоне, в крито-микенской культуре. Сегодня накоплено не мало различного рода исследований, которые свидетельствуют о возникновении тайных обществ в языческой древности, а именно: в Древнем Египте, Вави ...

 Зарождение и распространения фашистской идеологии
Фашистская организация была создана Муссолини 23 марта 1919 года. Само слово «фашизм» происходит от итальянского слова fascio (пучок, связка, союз).[10] Организация, созданная Муссолини, называлась «Фашо ди Комбатименто» (Союз борьбы).[11] Вначале она насчитывала всего несколько десятков человек. Постепенно она стала расширяться, главн ...

Социальный состав и политические функции парламента в конце XIII - начале IV века
Анализ социального состава английского парламента XIII — начала XIV в. позволяет сделать и другой вывод о том, что феодально-землевладельческий элемент преобладал в нем над городским представительством. В среднем в изучаемый период в парламенты приглашалось по 130 магнатов и около 74 рыцарей графств (по 2 от 37 графств Англии), следоват ...