Крепостнические пережитки в деревне
Сильнейшим пережитком, который накладывал отпечаток на всю экономику России, было помещичье землевладение. «На одном полюсе русского землевладения,— писал В. И. Ленин,— мы имеем 101/2 миллионов дворов (около 50 млн. населения) с 75 млн. десятин земли, а на другом полюсе тридцать тысяч семей (тысяч около полутораста населения) с 70 млн. десятин земли». На одно помещичье имение в среднем приходилось 2333 десятины, а на каждое крестьянское хозяйство — около 7 десятин земли.
Крестьяне страдали от малоземелья. На своем клочке земли они не могли прокормить семью, и вынуждены были арендовать господскую землю, за что значительную часть своих доходов отдавали помещикам, которые продолжали применять старые крепостнические методы эксплуатации — отработки, испольщину и т. д. Крестьяне разорялись и нищали; одни из них попадали в кабалу к помещикам и кулакам, другие бросали свое хозяйство и уходили в город, пополняя ряды рабочего класса.
Техника сельского хозяйства оставалась примитивной. Деревянные борона и соха были еще самыми распространенными орудиями производства. Неизбежным результатом отсталости сельского хозяйства была низкая урожайность и периодические голодовки, повторявшиеся в стране примерно через каждые пять лет. Неурожай 1901 г., совпавший с промышленным кризисом, повлек за собой голод миллионов людей на огромной территории Европейской России. Власти не оказывали реальной помощи голодавшим, они больше заботились о том, чтобы не было «шума» о голоде, об усмирении недовольных. Л. Н. Толстой называл правительственные мероприятия помощью паразита, который «собирается накормить то растение, соками которого он питается».
Крестьянство оставалось бесправным сословием. Крестьян подвергали телесным наказаниям. Они платили особые налоги государству, несли натуральные повинности, вплоть до революции 1905 г. выплачивали колоссальные выкупные платежи, установленные реформой 1861 г.
Обнищание крестьянства
Развитие капитализма в сельском хозяйстве несло крестьянам новые бедствия. В деревне быстро шел процесс расслоения крестьянства на бедняков и кулаков. После революции 1905—1907 гг. самодержавие стало поощрять кулачество, стремясь создать в деревне значительный слой сельской буржуазии. Кулаки скупали землю у бедняков, занимались ростовщичеством, беспощадно эксплуатировали своих односельчан, попавших в нужду.
Деревня разорялась. Число бедняцких — безлошадных и однолошадных — хозяйств увеличилось с 5,6 млн. в 1900 г. до 8,4 млн. в 1912 г. В деревне рос сельский пролетариат, который жил только продажей своей рабочей силы. В начале XX в. в России было 3,5 млн. сельскохозяйственных рабочих. В деревне начала разгораться классовая война между бедняками и кулачеством. Однако главными оставались противоречия между крестьянством и помещиками. Крестьянство стремилось к ликвидации крепостнических пережитков, и прежде всего помещичьего землевладения. Это явилось основой революционного союза рабочего класса и крестьянства в борьбе против самодержавия.
II Государственная Дума и Третьеиюньский переворот
При выборах новой Думы было урезано право рабочих и крестьян участвовать в них. Агитация радикальных партий запрещалась, их митинги разгонялись. Царь хотел получить послушную Думу, но он просчитался. II Государственная Дума оказалась еще более левой, чем первая.
Среди депутатов II Думы было: 43% социал-демократов, эсеров и трудовиков, ...
Противоречивый характер реформ Петра I.
Период правления Петра I в отечественной историографии обычно рассматривается как начало новой эпохи в истории России. Еще Ключевский В.О. заметил: «… по упрощенной систематизации вся наша история делилась на два периода: Русь древнюю, допетровскую, и Русь новую, петровскую и послепетровскую». При всей условности такой периодизации она ...
Крещение Руси Владимиром. Религиозные реформы князя Владимира.
Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для
установления соответствия между религией и политическим строем.
Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Влади
мир отобрал из огром ...