Погребальные памятники Кетмен-Тюбинской долины
Страница 5

Материалы » Погребальные памятники эпохи бронзы » Погребальные памятники Кетмен-Тюбинской долины

Малочисленные, но все же разнообразные по форме сосуды из могильника Джаныш-Булак не имеют никаких внешних украшений или орнамента, если не считать единственного кувшина с замысловатой росписью, нанесенной красной краской. Кувшин грушевидной формы со слегка вытянутой и сужающейся к венчику горловиной. Диаметр его у венчика 10 см, высота – 16,6 см. Сбоку следы отломленной петлеобразной ручки. Он изготовлен из бурого. Довольно плотного теста с примесью глины. Обжиг равномерный и достаточно сильный (Кетмень-Тюбе археология и история стр.66-78).

Все лепные сосуды сделаны из глины хорошего качества. В тесте почти незаметна примесь органических соединений и лишь в изломе некоторых сосудов едва видны частицы минеральных веществ. Два фрагмента на внутренней поверхности имеют отпечаток ткани. Обжигали сосуды, вероятно, в открытом костре, при сравнительно невысокой температуре. На это указывает неравномерный характер наружной окраски, слоистость черепка в изломе, а также пористость глины из-за недостаточного накала при обжиге. Говоря о технологии изготовления керамики, следует обратить особое внимание на обработку наружной стороны сосудов. Почти все сосуды из Джаныш-Булака имеют сглаженную мокрой тряпкой или пучком травы поверхность, что прослеживается достаточно четко. Керамический комплекс из Джаныш-Булака весьма архаичен и почти тождествен с керамикой усуньского культурного ареола (III век до н.э.- I-V век н.э.) в состав которого входят долины рек Чу, Или, Центральный Тянь-Шань и ряд других соседних регионов. Керамика Джаныш-Булака имеет аналогию среди материалов Таласской и Чуйской долины, Семиречья, а также могильников Иссык-Кульской котловины и Центрального Тянь-Шаня.

«Погребальный компонент», на сколько его можно проследить однообразен: костяки лежат на спине, в вытянутом положении, головой на запад. Такой ритуал захоронения находит параллели в курганах усуней на территории Киргизии и Казахстана. Следует подчеркнуть, что и детали конструкции погребальных сооружений – перекрытия грунтовых могильных ям каменными плитами – также совпадают с атрибутами памятников ранних кочевников (саков, усуней) других районов. Следовательно, сходство погребальных обрядов и конструкции курганов могильника Джаныш-Булак в Кетмен-Тюбе с могильниками Семиречья и Центрального Тянь-Шаня дает основание предполагать их культурное единство. Могильники Джаныш-Булак археологи столкнулись с конструкцией могилы подбойного типа, где погребенные лежат головой на восток. Ориентация таких скелетов принципиально отличаются от положения погребенных в подпойных захоронениях других районов ареола ранне-кочевнических культур. К поздней бронзе также относятся раннесакские погребения. Погребения этого периода почти одинаковы – это курганы с каменной насыпью, в которой выявляются концентрические круги (кромлехи) – эллипсовидные в центре насыпи, по краям могильной ямы, и правильные – вокруг могильной насыпи. Кромлех выкладывается галькой, камнями плашмя или граненными плитами на ребро. Кромлехи в больших курганах иногда приобретают фигуры лабиринтов из серии кругов, обводящих контуры сплошной каменной насыпью.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Причины перехода к политике раздела Османской империи
В 70-х годах XIX в. район Средиземноморья, Ближнего Востока занимал особое место в экспансионистских планах правящих кругов. Великобритания осваивала этот регион со второй половины XVIII в. и фактически господствовала на рынках стран Ближнего Востока и Северной Африки. Крупнейшие военно-морские базы в Гибралтаре и на Мальте позволяли ко ...

Замысел земельной реформы
В ходе крестьянских волнений 1905 года стало ясно, что сохранять прежнее положение в деревне невозможно. Общинная и частная собственность на землю не могли дольше уживаться рядом. В конце 1905 года власти всерьез рассматривали возможность пойти навстречу крестьянским требованиям. Но в начале 1906 года произошел перелом в настроениях. О ...

Тоталитарные тенденции в демократических странах. Теория тоталитарного общества Франкфуртской школы
Франкфуртская школа - критическая теория современного (индустриального) общества. Основные представители: Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, В. Беньямин. Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную систему, в которой революционная роль преобразова ...