Положение горнозаводских рабочих и служащих монетного двора
Страница 2

Материалы » История Сузунского монетного комплекса » Положение горнозаводских рабочих и служащих монетного двора

На Сузунском заводе и монетном дворе царил ручной труд, требовавший огромных физических затрат, особенно тяжелыми были плавильные работы, которые проходили в полумраке и без вентиляции. Нестерпимый жар у печей и зимние сквозняки обусловливали высокий травматизм, частые болезни и инвалидность. 0собенно вредными для мастеровых были пары свинца, сернистые мышьяковистые и сурьмистые газы из плавильных печей. Госпиталь был открыт только в 1771 г. в малоприспособленном заброшенном фабричном помещении, постоянная нехватка лечебного персонала, отсутствие лекарств и скудость средств снижали и без того низкий эффект лечения.

Заводской поселок Сузун, как и все заводские поселения Алтайского округа, строился строго по плану, в соответствии с которым он делился на четыре части: предзаводская площадь, поселковая площадь, завод, селитьба. В начале XIX он насчитывал 12 улиц, а к 1814 г. - уже 24 улицы и свыше 600 домов, а к средине века улицы были замощены, вырыты сточные канавы и огорожены колодцы. Мастеровые жили в казармах или в собственных домах, на постройку которых им выдавался бесплатно только лес. Горные чиновники проживали в казенных домах без оплаты.

Следует отметить, что при заводе была открыта школа для обучения детей мастеровых чтению, письму, закону божьему и арифметике, а также рисованию и практическому разбору руд. В школу зачислялись мальчики с семилетнего возраста, и число их колебалось в пределах 100 человек, с 12 лет они уже выполняли заводские работы.

Не будучи в состоянии бороться с мощной и хорошо отлаженной системой «внеэкономического принуждения», мастеровые и приписные крестьяне вынуждены были практиковать пассивные формы протеста против крепостного гнета. Среди этих пассивных форм наиболее распространено било бегство из пределов округа, за что полагалась суровая расправа шпицрутенами, батогами, плетьми и розгами.

Формулярные списки мастеровых Сузунского завода и монетного двора содержат далеко не полные сведения о 93 побегах, при этом следует отметить, что некоторые мастеровые бежали неоднократно, а 2 человека совершили по 6 побегов. И хотя только 6 человекам удалось убежать, а остальные были пойманы и наказаны, к этой форме протеста прибегали и приписные крестьяне, совершавшие побеги как в одиночку, так и целыми семьями.

В официальных документах содержатся сведения об умышленной порче оборудования, в исторической литературе отмечается обилие жалоб и прошений со стороны мастеровые и приписных крестьян, которые, как правило, оставались либо «без последствий», либо расценивались как доносы и кончались телесными наказаниям. По официальным сведениям, в Сузуне отмечались случаи и открытого неповиновения, а столяр В. Арапов был наказан батогами «за битье подпоручика Сутулова». Специфической и наиболее распространенной среди приписных крестьян формой борьбы была неявка на заводские работы; нарастая с каждым годом, неявки на работу в Сузун достигли в первой половина XIX в. 1 тыс. человек, и хотя против «нетчиков» применялись суровые меры наказания в виде штрафов, принудительных отработок и телесной расправы, эта форма борьба продолжала шириться вплоть до отмены заводских работ в 60-е гг. XIX в.

Страницы: 1 2 

Вывоз и ввоз капитала. Зависимость России от иностранного капитала
В период империализма, как отмечал В.И. Ленин, особо важное значение приобрел вывоз капитала. Россия вследствие своего экономического отставания вынуждена была в большом количестве ввозить капитал. В силу этого русский империализм находился в зависимости от иностранного капитала. Проникновение в Россию иностранного капитала, начавшееся ...

Русь на пороге “Крещения”
Считается вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 866 году. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Асколь ...

Транспортное строительство в России в XIX в.
Важнейшим фактором экономического развития России XIX - начала XX вв. становится массовый внутренний транспорт, что определялось обширностью ее территории, удаленностью от морских побережий, начавшимся массовым освоением полезных ископаемых и плодородных земель в периферийных частях страны. До середины XIX в. главную роль играл внутренн ...