Архивы княжеств в период феодальной раздробленности
Страница 1

Материалы » Основы архивного дела » Архивы княжеств в период феодальной раздробленности

Переход к феодальной раздробленности предопределил развитие новых культурных центров. Наиболее ярко это проявилось в летописании. В XII–XIII вв. возникают летописные традиции в Ростово-Суздальской земле (Владимирский летописный свод, 1177), Галицко-Волынской земле, продолжается летописание в Новгороде.

Феодальные княжества и республики не только стали наследниками документальных материалов Древнерусского государства, но и создавали новые. Документы хранились в княжеских сокровищницах вместе с казной и библиотекой. Множество документов хранилось в ризницах монастырей вместе с ценной церковной утварью; их собрания пополняли дарения князей и бояр. Архивы городских общин хранились, как правило, в храмах святых – покровителей данного города. Некоторые светские феодалы также имели значительные собрания рукописей и книг.

Во время междоусобных войн феодалы старались захватить сокровищницу противника, завладеть не только имуществом (оружием, платьем, украшениями, тканями), но и документами и книгами, которые имели информативную и материальную ценность – писались на дорогостоящем пергаменте. Борьба между княжествами приводила к заключению договоров, которые фиксировались в «докончальных» или «крестоцеловальных» грамотах, т.е. письменных договорах, подтвержденных клятвой сторон.

Расширялись связи с другими государствами. Например, Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Витебск заключали договоры с торговыми компаниями немецких городов Балтии, помимо торговых заключались и дипломатические соглашения, особенно после отражения немецко-шведской агрессии в XIII в.

Документы в рассматриваемый период начинали играть все более важную роль в политической, экономической жизни княжеств, в придании юридической силы различным соглашениям между князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов. Первая опись документов, дошедшая до нас, датируется 1288 г.: это Ипатиевская летопись, содержащая перечневую роспись рукописей и книг.

Большое количество ценнейших документов отложилось в церквях и монастырях, которые являлись крупными земельными феодалами. В XII–XIV вв. монастырские владения расширялись за счет вкладов («на помин души» или при поступлении в монахи). Вклады оформлялись духовными и данными грамотами, а также нередко сопровождались передачей в монастырь старых документов. Церковь, помимо собственных конфессиональных, обладала и некоторыми судебными функциями, связанными с особой категорией дел (приверженность к язычеству, многоженство, браки между близкими родственниками и т.д.). В процессе производства таких дел создавались многочисленные документы.

Кроме деловых документов в церквях и монастырях хранились рукописи и книги, которые собирались и затем переписывались. Работа по переписыванию книг часто выполнялась по заказу на основе заключенного договора – «ряда».

Делопроизводство вели под руководством высшего духовенства низшие церковнослужители – «диаки». В целях единообразия делопроизводства в митрополии создавались образцы документов. Церковных «диаков» стали привлекать в свои канцелярии и светские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом «диак» («дьяк») с XIV в. стали называть должностных лиц, ведущих письменное делопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые.

Документы церкви хранились при главе русской православной церкви – митрополите и епископах (в митрополичьей и епископских казнах), монастырские документы – в церквях монастырей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Под шведским господством
В 1561 году шведская армия высадилась в Ревеле и взяла под контроль северную часть средневековой Ливонии. В ходе Ливонской войны русские войска подступали под стены Ревеля по приказу царя Ивана Грозного дважды: в 1570 и 1577 году, но оба раза осада окончилась ничем. К моменту окончания Ливонской войны население Эстонии сократилось до 1 ...

Предпосылки возникновения парламента в Англии. Англосаксонский витенагемот
Парламент Англии прослеживает своё происхождение от англосаксонского витенагемота. Название «витенагемот» на англосаксонском языке означало «собрание мудрых людей» (др.-англ. witan — мудрец, советник; др.-англ. gemot — собрание). Этот орган, вероятно, возник из древнегерманского института племенных народных собраний, позднее трансформир ...

Введение.
Христианство в древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычест вом, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировозз рение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние ре лигиозные влияния. Если сла ...