Зарождение и развитие археографии как научн. дисциплины
Страница 5

Материалы » Основы архивного дела » Зарождение и развитие археографии как научн. дисциплины

В силу исторически сложившихся условий, материалы по литературе и искусству во всех странах в течение нескольких веков преимущественно откладывались в рукописных отделах библиотек и музеев. Этому способствовали на первых порах связь рукописи с книгой, собирание библиотеками манускриптов, а также и то обстоятельство, что архивы, являясь государственными учреждениями, принимали преимущественно официальную документацию. Материалы частного происхождения туда, как правило, не поступали. Во многих странах и поныне основными хранилищами документальных материалов по истории литературы и искусства являются рукописные отделы крупных национальных, муниципальных, университетских библиотек (напр., во Франции, Великобритании, Австрии, Италии, Швейцарии, Польше и многих других странах). Поэтому при работе с творческим наследием какого-нибудь человека возникают определенные трудности, если, например, наследие это рассредоточено одновременно по музеям, библиотекам, архивам (хорошо, если в одном городе).

В данном случае помог бы хорошо разработанный НСА к фондам литературы и искусства. Но ни музеи, ни библиотеки, да и архивы в достаточной мере этим не обладают.

Широкую информацию о материалах личного происхождения, в том числе и личных фондах деятелей литературы и искусства, дает указатель «Личные фонды в государственных хранилищах СССР», подготовленный при участии Главархива СССР. 2 тома вышли в 1962–1963 гг., 3 том – 1980. HTML-версия размещена на «Архивах России». + справочники архивохранилищ музеев и библиотек (на том же сайте).

Помочь проблеме использования, а также комплектования и хранения может координация деятельности рукописных отделов музеев, библиотек и других учреждений, занимающихся собиранием, хранением и использованием документов литературы и искусства (личные контакты, конференции, совещания и т.п.).

Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства – РГАЛИ (

«Архив муз»). Это один из немногих архивов страны, который хорошо знаком не только архивистам. РГАЛИ снискал себе известность среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив и за рубежом. Он по праву считается культурным центром, притягивающим деятелей литературы, искусства, науки.

Днем рождения архива считается 29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР принял постановление, предусматривавшее организацию к 1 июля 1941 г. в Москве Центрального государственного литературного архива (ЦГЛА) для хранения литературных фондов государственных архивов и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских институтов и других учреждений. Появление нового архива с одобрением встретили и поддержали деятели культуры и общественность. Однако широко задуманной концентрации в нем рукописных материалов историко-литературного характера помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Она выдвинула на первый план задачу спасения материалов, которые срочно вывозятся сначала в Саратов, а затем в Шадринск и Барнаул. Тем не менее кроме материалов Гослитмузея, составивших основу нового архива, уже в первый год войны были приняты из Государственного архива феодально-крепостнической эпохи (ныне РГАДА) фонды семьи Аксаковых, историков Н.П. Барсукова и Н.И. Веселовского, Салтыкова-Щедрина, издателя А.С. Суворина; из Московского областного архива – материалы Московской конторы императорских театров, Комитета по делам печати; из Центрального государственного исторического архива в Москве – фонды Н.П. Огарева, А.Н. Островского. Фонды государственных учреждений пополнялись сданными в те годы архивами редакций и издательств («Литературная газета», «Детиздат», «Искусство», «Музгиз»), журналов «Октябрь» и «Знамя». Из Третьяковской галереи поступили документы Училища живописи, ваяния и зодчества, художественного кружка «Среда» и других объединений, а также рукописные материалы художников И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского. Из Исторического музея были переданы отдельные документы П.И. Чайковского, поэта Н.М. Языкова, из подмосковного имения Мураново – архивы поэтов Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева, из саратовского Дома-музея Н.Г. Чернышевского – архив Н.Г. Чернышевского, из Полтавы – материалы В.Г. Короленко, из Киева – Н.В. Гоголя и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Военная реформа.
В реорганизации вооруженных сил России Петр опирался как на отечественные традиции, глубокое знание национального характера русского воина, так и на европейский опыт военного строительства и воинского искусства. В основу комплектования армии и флота была положена рекрутская система. Ежегодно податное население отдавало одного рекрута с ...

Реформы
Большие организаторские способности и решительность Столыпина проявились во время революции 1905. Твердо и энергично он подавил все бандитские выступления революционеров и навел порядок в своей губернии. 26 апр. 1906 царь назначает Столыпина министром внутренних дел, а менее чем через три месяца Председателем Совета Министров, сохранив ...

Тайные сообщества в начале XXI века
Как приходится констатировать, Запад ни на шаг не отклоняется от своих планов. Один из разработчиков Хьюстонского проекта[396] Збигнев Бжезинский на закрытом заседании заявил: «Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России, и на обломках России. Нет сомнений в том, что Россия рано или поздно будет раздр ...