Зарождение и развитие археографии как научн. дисциплины
Страница 6

Материалы » Основы архивного дела » Зарождение и развитие археографии как научн. дисциплины

Интенсивно пополняясь документами по истории русской литературы и искусства, находящимися в учреждениях, архив одновременно предпринимал энергичные меры по спасению и сохранению архивов советских писателей и поэтов. По предложению ЦГЛА, руководство Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо председателю правления Союза писателей СССР А.А. Фадееву, в котором, в частности, говорилось: «Главное архивное управление НКВД СССР просит Вас известить популярных писателей и поэтов, что в целях обеспечения сохранности архивных материалов ЦГЛА может принять на постоянное или временное хранение личные архивы членов Вашей организации». Благодаря этой инициативе тогда же в архив были переданы материалы К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского и некоторые другие.

Наряду с комплектованием в эти трудные первые годы становления архива проводились и другие необходимые работы: проверка наличия и состояния документов, их описание и использование. Ценой больших усилий, а иногда и ошибок, связанных с отсутствием опыта, вырабатывались методы фондирования и научного описания фондов личного происхождения, составления научно-справочного аппарата, ведения учета. К работе научного совета архива привлекались известные писатели, литературоведы и искусствоведы. Они принимали участие в решении вопросов о профиле и принципах комплектования архива, подготовке путеводителя, рассмотрении первого плана научно-издательской деятельности. В 1943 г. утверждена первая структура архива в составе четырех отделов:

1. литературных фондов,

2. фондов искусств,

3. научно-публикаторского,

4. научно-справочной литературы (библиотеки).

К началу 50-х годов архив укрепился организационно и в кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные документы учреждений искусства, а также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих материалов он был переименован и стал называться Центральным государственным архивом литературы и искусства СССР.

К концу 60-х годов определился круг государственных учреждений и общественных организаций, материалами которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению документов из частных архивов. В результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н.А. Островского, В.Э. Мейерхольда, С.С. Прокофьева, И.И. Бродского, К.С. Петрова-Водкина, С.М. Эйзенштейна многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение из-за рубежа материалов по истории русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила получить: из Англии – 30 писем С.М. Степняка-Кравчинского; из США – автографы С.А. Есенина, материалы о Л.Н. Толстом, из Югославии – письма И.Е. Репина.

В 1992 г. переименован в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Характеристика фондов. 3 029 фф., 1 300 000 ед. хр., ХVIII в. – 2005 г. (отдельные документы – ХIV, ХVI, ХVII вв.)

фонды учреждений – 351 фф.;

личные фонды – 2 677 фф.;

микрофильмы – около 6 000 000 кадров. 1 ф.,

микроформы.

В настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия – с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах – фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения.

Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами прежде всего общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811–1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859–1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Внешняя политика и их дружба
Россия и Франция были связаны единой судьбой, определявшей многое не только в их жизни. Две империи оказались одновременно и параллельными друг другу, и очень разными. Историки рассказывают об этом длинными фразами. Искусство наглядно показывает это без слов. Культурное сродство, заложенное веком Просвещения, оказалось не просто сильнее ...

Следствие, суд, расправа
Аресты декабристов шли до середины апреля 1826 года. Всего было арестовано 316 человек. Всего же по делу декабристов проходило свыше 500 человек (о многих следствие велось заочно). 121 человек предстал перед Верховным уголовным судом. Кроме того, состоялись суды над сорока членами тайных обществ в Могилеве, Белостоке и в Варшаве. Обыкн ...

Интеллектуальная и культурная жизнь
Любое существенное и длительное изменение в русской интеллектуальной жизни должно было зависеть от уровня образования. Петр делал усилия, чтобы достигнуть в этом победы, но успех был очень ограничен. Только в одном виде, в техническом обучении, направленном в значительной степени на потребности вооруженных сил, было достигнуто много. Шк ...