Зарождение и развитие археографии как научн. дисциплины
Страница 6

Материалы » Основы архивного дела » Зарождение и развитие археографии как научн. дисциплины

Интенсивно пополняясь документами по истории русской литературы и искусства, находящимися в учреждениях, архив одновременно предпринимал энергичные меры по спасению и сохранению архивов советских писателей и поэтов. По предложению ЦГЛА, руководство Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо председателю правления Союза писателей СССР А.А. Фадееву, в котором, в частности, говорилось: «Главное архивное управление НКВД СССР просит Вас известить популярных писателей и поэтов, что в целях обеспечения сохранности архивных материалов ЦГЛА может принять на постоянное или временное хранение личные архивы членов Вашей организации». Благодаря этой инициативе тогда же в архив были переданы материалы К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского и некоторые другие.

Наряду с комплектованием в эти трудные первые годы становления архива проводились и другие необходимые работы: проверка наличия и состояния документов, их описание и использование. Ценой больших усилий, а иногда и ошибок, связанных с отсутствием опыта, вырабатывались методы фондирования и научного описания фондов личного происхождения, составления научно-справочного аппарата, ведения учета. К работе научного совета архива привлекались известные писатели, литературоведы и искусствоведы. Они принимали участие в решении вопросов о профиле и принципах комплектования архива, подготовке путеводителя, рассмотрении первого плана научно-издательской деятельности. В 1943 г. утверждена первая структура архива в составе четырех отделов:

1. литературных фондов,

2. фондов искусств,

3. научно-публикаторского,

4. научно-справочной литературы (библиотеки).

К началу 50-х годов архив укрепился организационно и в кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные документы учреждений искусства, а также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих материалов он был переименован и стал называться Центральным государственным архивом литературы и искусства СССР.

К концу 60-х годов определился круг государственных учреждений и общественных организаций, материалами которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению документов из частных архивов. В результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н.А. Островского, В.Э. Мейерхольда, С.С. Прокофьева, И.И. Бродского, К.С. Петрова-Водкина, С.М. Эйзенштейна многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение из-за рубежа материалов по истории русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила получить: из Англии – 30 писем С.М. Степняка-Кравчинского; из США – автографы С.А. Есенина, материалы о Л.Н. Толстом, из Югославии – письма И.Е. Репина.

В 1992 г. переименован в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Характеристика фондов. 3 029 фф., 1 300 000 ед. хр., ХVIII в. – 2005 г. (отдельные документы – ХIV, ХVI, ХVII вв.)

фонды учреждений – 351 фф.;

личные фонды – 2 677 фф.;

микрофильмы – около 6 000 000 кадров. 1 ф.,

микроформы.

В настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия – с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах – фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения.

Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами прежде всего общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811–1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859–1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Переходный период (506 – 462 гг. до н. э.)
Благодаря реформам Клисфена Афины сделали первый важный шаг в сторону демократии, или, образно говоря, демократия уже одной ногой стояла в Афинах. Следующий шаг растянулся почти на столетия. Все это время ведущие позиции в обществе по-прежнему сохраняла аристократия, но в политической структуре постоянно происходили некоторые изменения ...

Общая характеристика периода раздробленности
С утверждением феодальной раздробленности на Руси окончательно восторжествовал удельный порядок. (Удел - княжеское владение.) "Князья правили свободным населением своих княжеств как государи и владели их территориями как частные собственники, со всеми правами распоряжения, вытекающими из такой собственности" (В. О. Ключевский) ...

Теория тоталитарного общества
Признаки тоталитарного общества В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1965 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором изд ...