Зарождение и развитие археографии как научн. дисциплины
Страница 7

Материалы » Основы архивного дела » Зарождение и развитие археографии как научн. дисциплины

Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.

История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры – Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936–1953) и РСФСР (1938–1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925–1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953–1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства – Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.

Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917–1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920–1932), Союза писателей СССР (1932–1991) и его предшественников – литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934–1991) и РСФСР (1957–1991), Союзов художников (1957–1991), архитекторов (1932–1991), кинематографистов (1965–1991) СССР.

Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757–1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926–1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.

Документация этих учреждений может быть условно разделена на три группы: управленческую, отражающую административные функции учреждения; по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников; непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера – отчеты, справки, доклады в вышестоящие органы. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах.

Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство). Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине ХIХ в., является фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских – «Остафьевский архив». В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени. Здесь имеются письма Пушкина, Державина, Чаадаева, Гоголя.

В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Достоевского, И.А. Гончарова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ-начала ХХ века отражена в материалах Островского, Чехова и др. «Серебряный век» русской литературы представлен фондами Ахматовой, Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И А. Бунина, А.И. Куприна.

В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, А.А. Фадеева и многих других писателей отражена история советской литературы. Театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Л.В. Собинова, М.И. Петипа.

Документы по истории отечественной музыки сосредоточены в фондах П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Шостаковича и др. Ценные материалы по истории изобразительного искусства содержатся в фондах Репина, Васнецова, Рериха, Нестерова, Петрова-Водкина. История зарождения и развития отечественного кино отражена в фондах Я.А. Протазанова, В.И. Пудовкина, А.П. Довженко, С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Внешняя политика независимой Словакии
Выход Словацкой Республики на мировую сцену в качестве самостоятельного субъекта международных отношений потребовал от ее руководителей активных усилий по ряду направлений деятельности. Первоочередной и наиболее простой задачей стало ее признание мировым сообществом. Уже в январе 1993 г. Словакия без голосования была принята в члены ООН ...

Формирование Российского государства, заселение и хозяйственное освоение его территории в XIV-XVI вв..  Формирование территории Русского (Московского) государства в XIV-XVI вв.
На протяжении XIV - XVI вв. происходит сложный и противоречивый процесс формирования Русского централизованного государства. Оно сложилось на территории владимиро-суздальских, новгородских, псковских, муромо-рязанских, смоленских и верхнеокских земель. Историческим ядром России стало Волго-Окекое междуречье, где в XIV-XV вв. за политиче ...

В.М.Молотов
Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая на этой ступени сложилась. Свое культурное развитие человек начинает с овладения культурой своего времени и общности. Человек рождается и биологически и, тем более социально не зрелым; созревание и разви ...