Словакия в эпоху доминирования ДЗДССтраница 2
Входившие в правительственное большинство партии, особенно СНП и ОРС, существенно расходились во взглядах на ряд проблем политики и идеологии. Сближала их убежденность в необходимости снижения социальной цены трансформации. Именно поэтому они выступали за более умеренные темпы проведения либеральных и рыночных реформ и укрепление позиций государства в экономической и политической сферах. Партии коалиции признавали также необходимость внесения изменений в процедуру приватизации крупной и средней государственной собственности.
Правительству В. Мечиара удалось сконцентрировать в своих руках огромную власть, контроль над основными государственными институтами и средствами массовой информации. Многие формальные нормы парламентской демократии, требующие пропорционального представительства в руководящих органах парламента, нарушались. Большинство партий, составивших оппозицию правительству, были сторонниками продолжения рыночных реформ и строительства гражданского общества путем ограничения всемогущества государства. Парламентское большинство во главе с Движением за демократическую Словакию смогло вытеснить оппозицию на обочину политической жизни, существенно ограничить ее участие в законодательной деятельности. Набирал силу конфликт между президентом М. Ковачем и правительством. В результате в Словакии возникла своеобразная модель функционирования парламентской демократии, когда в роли арбитра в политических спорах между субъектами власти выступал Конституционный суд. Президент отклонял принятый Национальным советом закон, правительственное большинство преодолевало вето президента, и тогда либо президент, либо оппозиция обращались с просьбой о проверке конституционности закона в Конституционный суд, решение которого, согласно конституции, является окончательным.
Следствием авторитарных методов осуществления власти В. Мечиаром явился раскол словацкой политической элиты на два жестко противостоящих друг другу блока. По одну сторону баррикад оказались партии правительственной коалиции, по другую – все остальные политические силы, как представленные, так и не представленные в парламенте. Консолидация расколотой оппозиции началась уже в конце 1996 г., когда несколько партий образовали т.н. «синюю коалицию», поставившую своей целью изменение процедуры избрания президента. Это был не избирательный блок, а платформа выработки и координации совместных действий. Не имея абсолютного большинства голосов в парламенте, необходимого для избрания нового президента после истечения полномочий М. Ковача, участники коалиции опасались дальнейшего усиления позиций Мечиара, к которому, согласно конституции, должны были временно перейти полномочия главы государства до момента заполнения вакантного поста. Поэтому они настаивали на всенародном избрании президента, для чего нужно было изменить соответствующий закон и внести изменения в конституцию. Однако Мечиару удалось сорвать назначенный с этой целью на май 1997 г. референдум, в ходе которого избиратели должны были также выразить свое отношение к вступлению Словакии в НАТО.
В ответ пять оппозиционных партий разной ориентации, от правых до левых, договорились о создании Словацкой демократической коалиции (СДК), предвыборного блока, получившего также название «радужного». В связи с изменением закона о выборах в мае 1998 г., в соответствии с которым каждая из партий, входящих в блок, должна набрать не меньше 5% голосов, СДК была преобразована в единую партию. Ее возглавил Микулаш Дзуринда. Аналогичным образом поступили венгерские партии, создав Партию венгерской коалиции (ПВК). Политическая борьба, в ходе которой словацкую оппозицию материально и политически активно поддерживали западные СМИ и политики, еще больше обострилась в начале марта 1998 г., когда истек срок полномочий президента М. Ковача. Поскольку в это время в парламенте обсуждалась поправка к конституции о всеобщих выборах президента, следующий глава государства был избран только через 15 месяцев. Функции президента согласно конституции временно перешли к премьеру В. Мечиару. Однако даже такая концентрация власти не помогла ему в третий раз возглавить правительство.
Программа преобразований в России
«Введение к уложению государственных законов» или, как называл его сам Сперанский, «План всеобщего государственного образования» был готов к началу октября 1809 года. На его разработку ушло более двух месяцев. Оно стало самым значительным и серьезным планом реформы государственного строя России. Опираясь на опыт предшествующих правлений ...
Значение принятия патриаршества, его роль в борьбе с самозванцами и
польско-шведскими интервентами
В 80-е гг. XVI в. сложная внутриполитическая обстановка заставила правительство царя Федора Ивановича (1584-1598гг.) искать в церковных верхах более активной поддержки. Вместе с тем фактический глава этого правительства боярин Борис Годунов понимал, что для снятия социального напряжения нужны эффектные, радостные события, которые могут ...
Строительство социалистической
промышленности
Весной и летом 1918 г. развернулась деятельность Советского государства по строительству социалистического хозяйства. По инициативе Ленина началось строительство Волховской гидроэлектростанции, Шатурской электростанции на торфе, а также проектирование ряда других электростанций, в том числе Днепровской ГЭС. Велись подготовительные работ ...
