Словакия в эпоху доминирования ДЗДС
Страница 2

Материалы » Словацкая республика в 1993 г. - начало ХХІ в. » Словакия в эпоху доминирования ДЗДС

Входившие в правительственное большинство партии, особенно СНП и ОРС, существенно расходились во взглядах на ряд проблем политики и идеологии. Сближала их убежденность в необходимости снижения социальной цены трансформации. Именно поэтому они выступали за более умеренные темпы проведения либеральных и рыночных реформ и укрепление позиций государства в экономической и политической сферах. Партии коалиции признавали также необходимость внесения изменений в процедуру приватизации крупной и средней государственной собственности.

Правительству В. Мечиара удалось сконцентрировать в своих руках огромную власть, контроль над основными государственными институтами и средствами массовой информации. Многие формальные нормы парламентской демократии, требующие пропорционального представительства в руководящих органах парламента, нарушались. Большинство партий, составивших оппозицию правительству, были сторонниками продолжения рыночных реформ и строительства гражданского общества путем ограничения всемогущества государства. Парламентское большинство во главе с Движением за демократическую Словакию смогло вытеснить оппозицию на обочину политической жизни, существенно ограничить ее участие в законодательной деятельности. Набирал силу конфликт между президентом М. Ковачем и правительством. В результате в Словакии возникла своеобразная модель функционирования парламентской демократии, когда в роли арбитра в политических спорах между субъектами власти выступал Конституционный суд. Президент отклонял принятый Национальным советом закон, правительственное большинство преодолевало вето президента, и тогда либо президент, либо оппозиция обращались с просьбой о проверке конституционности закона в Конституционный суд, решение которого, согласно конституции, является окончательным.

Следствием авторитарных методов осуществления власти В. Мечиаром явился раскол словацкой политической элиты на два жестко противостоящих друг другу блока. По одну сторону баррикад оказались партии правительственной коалиции, по другую – все остальные политические силы, как представленные, так и не представленные в парламенте. Консолидация расколотой оппозиции началась уже в конце 1996 г., когда несколько партий образовали т.н. «синюю коалицию», поставившую своей целью изменение процедуры избрания президента. Это был не избирательный блок, а платформа выработки и координации совместных действий. Не имея абсолютного большинства голосов в парламенте, необходимого для избрания нового президента после истечения полномочий М. Ковача, участники коалиции опасались дальнейшего усиления позиций Мечиара, к которому, согласно конституции, должны были временно перейти полномочия главы государства до момента заполнения вакантного поста. Поэтому они настаивали на всенародном избрании президента, для чего нужно было изменить соответствующий закон и внести изменения в конституцию. Однако Мечиару удалось сорвать назначенный с этой целью на май 1997 г. референдум, в ходе которого избиратели должны были также выразить свое отношение к вступлению Словакии в НАТО.

В ответ пять оппозиционных партий разной ориентации, от правых до левых, договорились о создании Словацкой демократической коалиции (СДК), предвыборного блока, получившего также название «радужного». В связи с изменением закона о выборах в мае 1998 г., в соответствии с которым каждая из партий, входящих в блок, должна набрать не меньше 5% голосов, СДК была преобразована в единую партию. Ее возглавил Микулаш Дзуринда. Аналогичным образом поступили венгерские партии, создав Партию венгерской коалиции (ПВК). Политическая борьба, в ходе которой словацкую оппозицию материально и политически активно поддерживали западные СМИ и политики, еще больше обострилась в начале марта 1998 г., когда истек срок полномочий президента М. Ковача. Поскольку в это время в парламенте обсуждалась поправка к конституции о всеобщих выборах президента, следующий глава государства был избран только через 15 месяцев. Функции президента согласно конституции временно перешли к премьеру В. Мечиару. Однако даже такая концентрация власти не помогла ему в третий раз возглавить правительство.

Страницы: 1 2 

Коммуна как первый опыт диктатуры пролетариата
Коммуна была государством, осуществившим первый опыт диктатуры пролетариата. Аппарат Парижской Коммуны как особая форма власти, созданной в восставшем городе, был приспособлен прежде всего к тому, чтобы максимально полно реализовать поставленные перед ним всем ходом событий революционные цели. Чтобы Совет Коммуны не только принимали ре ...

Организация и управление колхозами. Организация, оплата и дисциплина труда в колхозе
Все работы в хозяйстве артели производятся личным трудом ее членов согласно правилам внутреннего распорядка, принятым общим собранием. Допускается привлечение на сельскохозяйственные работы по найму лиц, обладающих специальными знаниями и подготовкой (агрономы, инженеры, техники и т.п.). Наем временных рабочих допускается лишь в исключ ...

Особенности социально-экономического развития пореформенной России.
Характер и направление социально-экономического развития пореформенной России были, безусловно, капиталистическими. Однако темпы и степень этого развития в различных отраслях народного хозяйства и в разных регионах страны были далеко не одинаковыми. Быстрее и интенсивнее капитализм развивался в промышленности, медленнее — в сельском хоз ...