Политическая жизнь в Словакии в конце 1990-х гг. – начале XXI в.
Страница 1

Материалы » Словацкая республика в 1993 г. - начало ХХІ в. » Политическая жизнь в Словакии в конце 1990-х гг. – начале XXI в.

Очередные парламентские выборы осенью 1998 г. вновь принесли Движению за демократическую Словакию относительное большинство голосов (27% и 43 депутатских места из 150). Его союзник по правительственной коалиции Словацкая национальная партия также прошла в парламент, получив 14 мест. Но все остальные мандаты достались оппозиции. Второй была Словацкая демократическая коалиция, отставшая от ДЗДС всего на 1 мандат. Кроме перечисленных, в Национальный совет провели своих депутатов еще три партии. В общей сложности противники ДЗДС получили 93 мандата и право сформировать кабинет. После длительных переговоров лидеру СДК М. Дзуринде удалось сформировать на их базе правительство большинства. Партии, представлявшие собой различные оттенки политического спектра - от левого до правого – объясняли свое согласие на участие в правительственной коалиции необходимостью проведения через парламент крайне нужных стране законов и реализации на практике игнорировавшегося прежним правительством принципа разделения властей.

Правительство Дзуринды поставило перед собой ряд первоочередных задач, прежде всего ускорить темпы приватизации, целенаправленно замедлявшиеся в предшествующий период, деполитизировать госаппарат, прежде полностью монополизированный сторонниками Мечиара, ослабить государственный контроль над СМИ, а также активизировать усилия по интеграции Словакии в евроатлантические структуры.

Важным событием в политической жизни Словакии стали первые всеобщие выборы президента страны в мае 1999 г. с участием 5 кандидатов, в том числе В. Мечиара, попытавшегося вернуться на командные высоты в государстве. Однако и на этот раз его ждало разочарование, он проиграл Рудольфу Шустеру, мэру г. Кошице, в прошлом председателю парламента Словацкой Социалистической Республики, члену ЦК Компартии Словакии, которого во втором туре поддержали партии правительственной коалиции. ДЗДС и на этот раз не смирилось с неудачей. Используя трудности в социальной области, оно попыталось дестабилизировать политическую ситуацию в стране. С этой целью организовывались массовые акции протеста, перманентно велась резкая критика отдельных министров и правительства в целом и даже бойкотировалась сессия парламента весной 2000 г. Оппозиции удалось добиться проведения всенародного референдума по вопросу о досрочной отставке правительства, но в связи с низкой явкой избирателей он был признан недействительным.

Понимая, что ДЗДС теряет влияние в обществе, его лидеры искали способы противодействия этому процессу. Учитывая существовавшее в стране недовольство активным проникновением в национальную экономику иностранного капитала и чрезмерной ориентацией правительства на Запад, особенно заметной во время агрессии НАТО против Югославии, а также желая улучшить имидж партии и ее лидера на Западе, в 2000 г. было принято решение о трансформации ДЗДС в «политическую партию народного типа». В качестве цели ее деятельности были провозглашены, с одной стороны, защита национальных интересов Словакии, а с другой стороны, ее вхождение в европейские и трансатлантические структуры. Было также изменено прежнее название партии – отныне это Народная партия–ДЗДС (НП–ДЗДС). Однако это не спасло новую структуру от расколов, спровоцированных ее видными деятелями накануне парламентских выборов 2002 г. и стоивших ей нескольких процентов голосов.

Отсутствие у НП-ДЗДС союзников, вместе с которыми можно было бы создать коалиционное большинство в парламенте, позволило правительству более активно проводить курс на вступление в НАТО и ЕС. Одновременно велось согласование национального законодательства с европейскими стандартами. Жесткая борьба развернулась по вопросу о территориально-административной реформе, целью которой является повышение роли местного самоуправления, его финансовой самостоятельности и независимости от центрального правительства, как того требует ЕС. В парламенте прошел проект оппозиции, согласно которому страна разделена на 8 краев, каждый из которых имеет свои собрание и правительство. Краевым органам власти предоставлены значительные полномочия в таких областях, как социальное обеспечение, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, транспортное обслуживание населения, региональное экономическое развитие, а также необходимые для этого финансовые средства.

Страницы: 1 2 3

Выводы
В 1992 году было подтверждено, что к моменту, когда разразился кризис, советские части на Кубе получили ядерные боеголовки для тактических и стратегических ракет, а также ядерные авиабомбы для бомбардировщиков среднего радиуса Ил-28, общим количеством 162 единицы. Генерал Грибков, участвовавший в работе советского штаба операции, заявил ...

СССР во второй половине 60-х - начале 80-х гг.
Еще в начале 60-х годов специалисты, а затем и хозяйственные руководители пришли к выводу о необходимости глубоких экономических реформ. В этих условиях руководство вынуждено было пойти на хозяйственную реформу (1965 г.), суть которой заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. Реформа дала им ...

Общие ценности и противоречия современного славянства
В России, Украине, Беларуси, Болгарии, Сербии, Словении, Черногории, Македонии, Польше, Чехии, Словении, Словакии славянское население составляет большинство. Самые многочисленные среди групп славян – русские, украинцы и поляки. Кроме того, в ряде государств издавна проживают группы населения, идентифицирующие себя как тот или иной слав ...