Политическая жизнь в Словакии в конце 1990-х гг. – начале XXI в.
Страница 1

Материалы » Словацкая республика в 1993 г. - начало ХХІ в. » Политическая жизнь в Словакии в конце 1990-х гг. – начале XXI в.

Очередные парламентские выборы осенью 1998 г. вновь принесли Движению за демократическую Словакию относительное большинство голосов (27% и 43 депутатских места из 150). Его союзник по правительственной коалиции Словацкая национальная партия также прошла в парламент, получив 14 мест. Но все остальные мандаты достались оппозиции. Второй была Словацкая демократическая коалиция, отставшая от ДЗДС всего на 1 мандат. Кроме перечисленных, в Национальный совет провели своих депутатов еще три партии. В общей сложности противники ДЗДС получили 93 мандата и право сформировать кабинет. После длительных переговоров лидеру СДК М. Дзуринде удалось сформировать на их базе правительство большинства. Партии, представлявшие собой различные оттенки политического спектра - от левого до правого – объясняли свое согласие на участие в правительственной коалиции необходимостью проведения через парламент крайне нужных стране законов и реализации на практике игнорировавшегося прежним правительством принципа разделения властей.

Правительство Дзуринды поставило перед собой ряд первоочередных задач, прежде всего ускорить темпы приватизации, целенаправленно замедлявшиеся в предшествующий период, деполитизировать госаппарат, прежде полностью монополизированный сторонниками Мечиара, ослабить государственный контроль над СМИ, а также активизировать усилия по интеграции Словакии в евроатлантические структуры.

Важным событием в политической жизни Словакии стали первые всеобщие выборы президента страны в мае 1999 г. с участием 5 кандидатов, в том числе В. Мечиара, попытавшегося вернуться на командные высоты в государстве. Однако и на этот раз его ждало разочарование, он проиграл Рудольфу Шустеру, мэру г. Кошице, в прошлом председателю парламента Словацкой Социалистической Республики, члену ЦК Компартии Словакии, которого во втором туре поддержали партии правительственной коалиции. ДЗДС и на этот раз не смирилось с неудачей. Используя трудности в социальной области, оно попыталось дестабилизировать политическую ситуацию в стране. С этой целью организовывались массовые акции протеста, перманентно велась резкая критика отдельных министров и правительства в целом и даже бойкотировалась сессия парламента весной 2000 г. Оппозиции удалось добиться проведения всенародного референдума по вопросу о досрочной отставке правительства, но в связи с низкой явкой избирателей он был признан недействительным.

Понимая, что ДЗДС теряет влияние в обществе, его лидеры искали способы противодействия этому процессу. Учитывая существовавшее в стране недовольство активным проникновением в национальную экономику иностранного капитала и чрезмерной ориентацией правительства на Запад, особенно заметной во время агрессии НАТО против Югославии, а также желая улучшить имидж партии и ее лидера на Западе, в 2000 г. было принято решение о трансформации ДЗДС в «политическую партию народного типа». В качестве цели ее деятельности были провозглашены, с одной стороны, защита национальных интересов Словакии, а с другой стороны, ее вхождение в европейские и трансатлантические структуры. Было также изменено прежнее название партии – отныне это Народная партия–ДЗДС (НП–ДЗДС). Однако это не спасло новую структуру от расколов, спровоцированных ее видными деятелями накануне парламентских выборов 2002 г. и стоивших ей нескольких процентов голосов.

Отсутствие у НП-ДЗДС союзников, вместе с которыми можно было бы создать коалиционное большинство в парламенте, позволило правительству более активно проводить курс на вступление в НАТО и ЕС. Одновременно велось согласование национального законодательства с европейскими стандартами. Жесткая борьба развернулась по вопросу о территориально-административной реформе, целью которой является повышение роли местного самоуправления, его финансовой самостоятельности и независимости от центрального правительства, как того требует ЕС. В парламенте прошел проект оппозиции, согласно которому страна разделена на 8 краев, каждый из которых имеет свои собрание и правительство. Краевым органам власти предоставлены значительные полномочия в таких областях, как социальное обеспечение, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, транспортное обслуживание населения, региональное экономическое развитие, а также необходимые для этого финансовые средства.

Страницы: 1 2 3

Захват Египта
Если об оккупации Кипра английские историки обычно только упоминают, то о захвате Египта написано больше. Выдвинута даже «египтоцентристская» концепция раздела Африки[12]. Но до сих пор ведущей является другая концепция. Суть ее сводится к тому, что Великобритания не планировала захват Египта и что эта акция была продиктована заботой об ...

Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы
Тоталитаризм - это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия. К основным признакам тоталитарного режима отно ...

III отделение Императорской канцелярии, его особая роль и значение
Николай I начал свое правление с подавление восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, что отложило отпечаток на все его царствование. Восстание декабристов показало, что существующая структура правоохранительных органов не оказывает позитивного влияния на эффективность их работы. Вне поля зрения органов политического розыска ...