Политическая жизнь в Словакии в конце 1990-х гг. – начале XXI в.Страница 2
В рядах коалиции, созданной для борьбы с В. Мечиаром, после победы над ним проявились центробежные тенденции, в том числе и на внутрипартийном уровне. Покинул ряды Христианско-демократической партии и основал Словацкий демократический и христианский союз премьер М. Дзуринда, правда, пообещав при этом, что новая партия не будет вести политическую деятельность до новых парламентских выборов. Из состава Партии левых демократов вышел один из ее наиболее популярных деятелей Роберт Фицо, организовавший популистскую левоцентристскую партию «Направление», проявляющую стремление стать «третьей силой». Наблюдались трения между премьером и президентом Р. Шустером.
Избирательная кампания 2002 г. проходила в обстановке жесткой политической борьбы. Как и на предыдущих выборах, партии правящей коалиции основной удар наносили по В. Мечиару, используя для этого обвинения его в настоящих и мнимых нарушениях закона в период пребывания у власти, склонности к авторитаризму, а также его негативный имидж на Западе. Как и на предыдущих выборах, в обработке словацкого общественного мнения в антимечиаровском духе активно участвовали западные СМИ и политики.
На осенних выборах относительное большинство голосов вновь получила левоцентристская партия В. Мечиара (19,5%). На втором месте оказался правоцентристский Словацкий демократический и христианский союз (СДХС) М. Дзуринды (15,09 %), который и возглавил очередное коалиционное правительство, пригласив в него представителей Партии венгерской коалиции, правоцентристского Христианско-демократического движения и Альянса нового гражданина (АНГ). Правительство имело поддержку 78 из 150 депутатов.
На фоне успеха правых и правоцентристов особенно заметным был провал националистических и левых партий, прежде всего социал-демократов (на выборах 1998 г. они получили более 14% голосов), не прошедших в Национальный совет. В новом составе парламента левый фланг заняли коммунисты, впервые в независимой Словакии сумевшие преодолеть избирательный барьер. Вместе с депутатами от НП–ДЗДС и «Направления» они составили оппозицию.
Именно второму правительству М. Дзуринды было суждено завершить процесс вступления Словакии в Евросоюз, начавшийся в 90-е гг. Прошедший в мае 2003 г. референдум по этому вопросу, в котором приняло участие немногим более половины избирателей, принес победу сторонникам интеграции в объединенную Европу.
Хотя правительство М. Дзуринды достаточно уверенно контролировало ситуацию, политическую обстановку в Словакии после выборов 2002 г. нельзя было назвать устойчивой. Одним из дестабилизирующих моментов стали приближающиеся выборы президента. Уже в 2003 г. наиболее вероятные кандидаты на этот пост начали проявлять повышенную политическую активность, стремясь заручиться поддержкой политических партий и будущих избирателей. В проигравших парламентские выборы левых и центристских партиях приобретала популярность идея сближения и создания левоцентристской коалиции для более успешного противодействия политике правоцентристского правительства.
Рождению таких планов способствовали разногласия между партиями правительственной коалиции, явственно проявившиеся в 2003 г. при голосовании по поправке к закону об искусственном прерывании беременности. Проект этого закона был внесен на рассмотрение парламента фракцией АНГ вопреки позиции партнеров по кабинету. Он был принят с помощью оппозиции, которая выступала против усиления влияния Ватикана в стране, особенно в связи со стремлением правительства усилить роль католической церкви в светских воспитательных и образовательных учреждениях. Перспектива клерикализации общественной жизни вызывает опасения у части словаков. За католической религией признан статус главенствующей (60,4% граждан страны – католики), отношения с католической церковью урегулированы конкордатом с Ватиканом. Католической церкви в Словакии возвращена конфискованная в социалистический период собственность, разрешены свободное отправление религиозного культа в тюрьмах и больницах, организация собственных воспитательных и образовательных заведений, ежегодно государство предоставляет ей субсидии на сумму около 20 млн долларов.
Выводы
Враждующие армии развертывались согласно заблаговременно разработанным планам и расчетам сосредоточения под защитой выставленных на границе войск прикрытия и тотчас же начали военные операции. Сравнивая развертывания и ближайшие задачи обеих сторон, приходится отметить особо выгодное положение германской армии по сравнению с войсками Ан ...
Централизация государственной власти в Англии XI-XIII
веках. Экономические и политические предпосылки
централизации власти в Англии XI-XIII веках
Английское феодальное государство с момента нормандского завоевания (1066 г.) и до второй половины XII в., хотя и отличалось большей централизацией, чем другие государства того времени, носило по преимуществу сеньориальный характер. Король опирался в своей политике прежде всего на свой авторитет верховного сюзерена всех феодалов и крупн ...
Отношения СССР с социалистическими странами
В 1970-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества»*.
*Страны, вошедшие в СЭВ и ОВД.
Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира. Особенно ярко углубление социалистического сотрудничества проявилось в курсе на интеграцию (объединение) эк ...
