История образования русских городов в гербах и названиях
Страница 3

Материалы » Развитие древнерусских городов в IX—XIII вв. » История образования русских городов в гербах и названиях

На гербе города Ярославля изображен медведь. Его появление там связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной обозревая свои земли. Дорога была глухой, пустынной, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить его топором. В память об этом случае Ярослав построил на месте происшествия церковь. А вскоре на том же самом месте заложил новый город - Ярославль, символом которого стал медведь.

В конце 1-го тыс. до н.э. на территории Среднего и частично Верхнего Поднепровья сложилась так называемая Зарубинецко-Корчеватская культура (название получила от с. Зарубинцы Киевской обл., а также от пос. Корчеватое, где впервые были обнаружены ее памятники. Зарубинецкая культура существовала с 3-го в. до н.э. до 4-го в. н.э. По мнению большинства исследователей, носителями этой культуры были раннеславянские племена. Представители этой культуры занимались земледелием и скотоводством, рыболовством, охотой и собирательством. Они владели также рядом хорошо развитых ремесел, в том числе, гончарным, железообрабатывающим и ювелирным. Вели обменную торговлю с античными городами Северного Причерноморья.

Одним из важнейших районов развития Зарубинецкой культуры являлась территория современного Киева, где известно около 14 поселений и 2 могильника. Археологические материалы свидетельствуют о том, что зарубинецкие поселения на территории будущего Киева достигли наивысшего расцвета во II - III в.в. н.э., после чего началось постепенное их угасание. Материалы, которые можно было бы отнести к IV-му в., встречаются чрезвычайно редко, а археологические находки первой половины 5-го века на террритории Киева практически неизвестны. Причиной резкого спада экономики славянских племен в 5 в., вероятнее всего, явились опустошительные набеги кочевников (гуннов) на земледельческие лесостепные племена.

Новый подъем развития материальной культуры на территории Киева начался в конце 5-го века, когда у восточных славян появились качественно новые поселения - административно-политические центры племенных союзов. Таким центром полянского союза племен и стал Киев.

Возникновение древних восточнославянских городов теснейшим образом связано с зарождением древнерусской государственности. На этих землях тогда жило славянское племя полян, "мужей мудрых и смышленных". Древнерусский летописец Нестор, давший полянам такое определение, начинает свою "Повесть временных лет" с рассказа о том, "откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал раньше княжити". Далее, в недатированной части "Повести", рассказывается об основании города тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом, и сестрой их, Лыбедью. Город был назван в честь старшего брата - Киевом. Согласно данным Нестора, Кий был полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором. Несмотря на выводы древнерусского летописца о славянских корнях основателей Киева, историки в разное время приходили к самым противоречивым выводам относительно их происхождения, приписывая основание города то сарматам, то хазарами, то готам, то гуннам, то аварам, то норманнам. Однако, о славянском происхождение основателей города свидетельствует не только "Повесть временных лет", но и другие источники (например, Новгородская и Никоновская летописи, летописные данные "Синопсиса").

В них Кий называется родоначальником киевский княжеской династии, прекратившей свое существование после убийства прямых его потомков - Аскольда и Дира , - норманнами (хотя некоторые историки, в частности Н.М.Карамзин, считали Аскольда и Дира не славянами, а пришлыми варягами, земляками Рюрика, и само название - росы или руссы - выряжским, не имеющим отношения к этническим славянам). В "Повести временных лет" далее, после рассказа о Киеве, повествуется о событиях, которые происходили(это установлено достоверно), в конце VI в. - 1 пол. VII в. Следовательно, деятельность князя Кия можно отнести к более раннему периоду.

Упоминание о строительстве Киева (Куара) тремя братьями в стране полян (Палуни) имеется и в армянской хронике "История Тарона" Зеноба Глака, датируемой ныне концом VI-го века.

Археологический культурный слой на Замковой горе, датируемый по византийским монетам императоров Анастасия 1 Дикора (491-518), и Юстиниана 1 (527-565) концом V - началом VI веков, свидетельствует, что Киев как поселение с городской уже инфраструктурой возник именно в этот период.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Политико-правовые воззрения западников и славянофилов
На рубеже 30 40-х гг. XIX века в России сложились и вступили в идейную борьбу два течения общественной мысли западники и славянофилы. Основой идеологии западников, наиболее видными представителями которых были Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие, стало признание общности развития России и Запада. Западники ...

Новые тенденции в развитии сельского хозяйства.  Рост торгового земледелия.
Статистические данные за сорокалетие после отмены крепостного права показывают заметный рост сельскохозяйственного производства в России. С середины 60-х до конца 90-х годов XIX в. посевы хлебов и картофеля возросли в 1,5 раза, а чистые сборы (за вычетом на семена) — более чем в 2 раза. Особенно значителен был рост посевов и сборов карт ...

Октябрьский переворот. Становление советской системы государственного управления
История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы государственного управления начиналось с выраб ...