Диссидентское движениеСтраница 1
Трудности и противоречия социально-экономического и политического развития страны и общества, расхождение слова и дела правящей партии, свертывание реформаторского курса Н.С. Хрущева и усиление консервативных тенденций привели к возникновению в середине: 60-х годов инакомыслия, которое вылилось в 70-е годы в диссидентское движение. Его характерными чертами стали антикоммунизм и антисоветизм.
В Движении участвовали преимущественно интеллигенты, главным образом деятели науки и культуры. Они были далеки от народа, его поддержкой и симпатиями не пользовались. Отстаивая гражданско-политические права человека, диссиденты, как правило, игнорировали социально-экономические права широких масс. Однако с середины 80-х годов их интересы удивительным образом пересеклись с интересами части номенклатуры (управленческого аппарата), желавшей сбросить с себя бремя забот о народе, сохранив при этом господствующее положение.
Диссидентское движение было едино, в определении стратегической цели – отстранении от власти коммунистической партии, ликвидации коммунистической идеологии и советской власти. Но оно не было едино в вопросах тактики, средствах достижения цели. Одни ориентировались на внутренние ресурсы народа, прежде всего русского, надеялись возродить в нем чувство национальной гордости великоросса, разорвать на нем "оковы" интернационализма. Они делали ставку на национальный патриотизм, который был синонимом национализма. Другие надеялись на помощь Запада, с его либерально-демократическими традициями, пропагандировали космополитические взгляды единства и неделимости мира, а фактически необходимость перехода страны в мир западной буржуазной цивилизации.
Исследователи видят определенную преемственность взглядов различных течений диссидентского движения со славянофилами и западниками в XIX в. Они выделяют в нем, два основных течения – русофильское (почвенническое, национальное), в его консервативной и либеральной формах, и новых западников, в либерально-демократической, социал-демократической и евро-коммунистической формах.
Истоки первого уходили в созданное в 1966 г. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Из него вышли организации, отстаивавшие национальные интересы России и русских. Их идеологи опирались на взгляды русских ученых, художников, писателей – Б.А. Рыбакова, И.В. Петрянова-Соколова, П.Д. Корина, И.С. Глазунова, Л.М. Леонова, В.А. Солоухина.
Наиболее крупным представителем национально-либерального течения диссидентов был писатель А.И. Солженицын, ставший широко известным после публикации в 1962 г. по инициативе главного редактора журнала "Новый мир" А. Т. Твардовского и с одобрения Н. С. Хрущева повести "Один день Ивана Денисовича", о быте, нравах, порядках и судьбах людей в сталинских концлагерях. В 1969 г. он был исключен из Союза писателей СССР, а в 1970 г. награжден Нобелевской премией по литературе. В 1974 г. Солженицын был выслан из СССР и лишен советского гражданства за публикацию за рубежом первой части трехтомного разоблачительного исследования "Архипелаг ГУЛАГ", в котором "один день" начался в октябре 1917 г. и закончился смертью Сталина. Солженицын представил его "черным днем" тысячелетней российской истории, судороги которого продолжились и после 1953 г.
Общественные движения в России во второй четверти 19
века
В первые годы царствования Николая Павловича его стремление навести порядок в государственных учреждениях, искоренить злоупотребления и утвердить законность внушали обществу надежды на изменения к лучшему. Николая I даже сравнивали с Петром I. Но иллюзии быстро развеялись.
В конце 20-х — начале 30-х гг. центром общественного брожения с ...
Изучение исторической ментальности как основа методологии Й. Хейзинги
Воссоздание истории мировой культуры – одна из дискуссионных проблем науки. Существует немало противоречивых точек зрения на исторический процесс развития культуры. Одни считают неправомерным вообще отделять историю культуры от гражданской истории, считая, что все культурные явления органично вплетены в события эпохи, зависят от них ...
Обострение кризиса крепостного строя. Революционно-демократическое движение.
К концу 50-х годов в недрах феодальной России получили дальнейшее развитие новые производительные силы. В России продолжался промышленный переворот. Хлопчатобумажная промышленность уже полностью базировалась на применении машин. На некоторых металлургических предприятиях вводилось горячее дутье, появились прокатные станы. В промышлен ...