Диссидентское движение
Страница 2

Накануне высылки из СССР А.И. Солженицын опубликовал в самиздате "Письмо вождям Советского Союза" (1973 г.). В нем он предлагал избежать войны с Китаем и общей с Западом гибели в экологической катастрофе путем отказа от коммунистической идеологии. Будучи сторонником авторитарного режима правления, он обратился к "вождям", так как верил в силу власти, а не народа. Тонко почувствовав отступничество "вождей" в деле строительства коммунизма, Солженицын попытался убедить их превратить намеченный ими программный поворот в перелом. Однако материальные и социальные, предпосылки для этого еще не созрели. Опередив время, писатель стал изгнанником.

Истоки второго течения диссидентов связывают с организованной поэтом А.С. Есениным-Вольпиным несанкционированной демонстрацией 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади, в Москве с требованием открытого суда над писателями Ю.М. Даниэлем и А.Д. Синявским. Они были арестованы в сентябре 1965 г, за "особо опасные государственные преступления", выразившиеся в публикации за рубежом сатирических повестей о жизни в СССР. В защиту Даниэля и Синявского выступило более 60 членов Союза писателей, ж т.ч. В.П. Аксенов, Г.Н. Владимов, А.А. Вознесенский, В.Н. Войнович, А.Т. Гладилин.

В1970-1973 гг. новые западники объединились в Комитет защиты прав человека с участием академика А. Д. Сахарова и члена-корреспондента АН СССР И.Р. Щафаревича, затем в русскую секцию "Международной амнистии", которую возглавили московские ученые-физики В.Ф. Турчин и А.Н. Твердохлебов. После Общеевропейского совещания в Хельсинки 1975 г. это течение диссидентского движения стали называть правозащитным, хельсинкским.

Самым известным представителем правозащитного движения был академик А.Д. Сахаров, трижды удостоенный звания Героя Социалистического Труда за вклад в создание советских водородных бомб. Чувство раскаяния за создание оружия массового поражения сделало его диссидентом. В 1968 г. в самиздате была опубликована его первая общественно-политическая работа. "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", в 1974 г. – "Тревога и надежда". В них Сахаров развивал концепцию конвергенции – объединения двух противоположных социально-экономических систем путем сохранения лучших достижений каждой – либерально-демократических свобод Запада и социальных гарантий в СССР. В 1975 г. он стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1980 г. А.Д. Сахаров был сослан в Горький за резкую критику ввода советских войск в Афганистан.

Поддержка западными странами правозащитного движения в СССР сделала его ведущим направлением диссидентского движения, которое во второй половине 1980-х годов оказало самое серьезное влияние на общественно-политическое развитие СССР.

Страницы: 1 2 

Теория Константина Левренко
Константин Левренко в своём понимании тоталитаризма подчёркивал террор по отношению к ни в чём не повинным людям, считая его одним из главных признаков тоталитаризма. Помимо того, террор должен быть бесчеловечным, крайне жестоким и иметь оправдание в виде официальной идеологии. Ещё одним, косвенным признаком тоталитаризма является «расш ...

Основная характеристика эпохи Просвещения
Просвещение – это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII–XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между «славной революцией» 1688 г. в Англии и р ...

Церковь как нравственный противовес русскому самодержавию в годы правления Ивана IV
Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей (и сам внезапно оборвал нить московского летописания), вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и м ...