Диссидентское движение
Страница 2

Накануне высылки из СССР А.И. Солженицын опубликовал в самиздате "Письмо вождям Советского Союза" (1973 г.). В нем он предлагал избежать войны с Китаем и общей с Западом гибели в экологической катастрофе путем отказа от коммунистической идеологии. Будучи сторонником авторитарного режима правления, он обратился к "вождям", так как верил в силу власти, а не народа. Тонко почувствовав отступничество "вождей" в деле строительства коммунизма, Солженицын попытался убедить их превратить намеченный ими программный поворот в перелом. Однако материальные и социальные, предпосылки для этого еще не созрели. Опередив время, писатель стал изгнанником.

Истоки второго течения диссидентов связывают с организованной поэтом А.С. Есениным-Вольпиным несанкционированной демонстрацией 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади, в Москве с требованием открытого суда над писателями Ю.М. Даниэлем и А.Д. Синявским. Они были арестованы в сентябре 1965 г, за "особо опасные государственные преступления", выразившиеся в публикации за рубежом сатирических повестей о жизни в СССР. В защиту Даниэля и Синявского выступило более 60 членов Союза писателей, ж т.ч. В.П. Аксенов, Г.Н. Владимов, А.А. Вознесенский, В.Н. Войнович, А.Т. Гладилин.

В1970-1973 гг. новые западники объединились в Комитет защиты прав человека с участием академика А. Д. Сахарова и члена-корреспондента АН СССР И.Р. Щафаревича, затем в русскую секцию "Международной амнистии", которую возглавили московские ученые-физики В.Ф. Турчин и А.Н. Твердохлебов. После Общеевропейского совещания в Хельсинки 1975 г. это течение диссидентского движения стали называть правозащитным, хельсинкским.

Самым известным представителем правозащитного движения был академик А.Д. Сахаров, трижды удостоенный звания Героя Социалистического Труда за вклад в создание советских водородных бомб. Чувство раскаяния за создание оружия массового поражения сделало его диссидентом. В 1968 г. в самиздате была опубликована его первая общественно-политическая работа. "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", в 1974 г. – "Тревога и надежда". В них Сахаров развивал концепцию конвергенции – объединения двух противоположных социально-экономических систем путем сохранения лучших достижений каждой – либерально-демократических свобод Запада и социальных гарантий в СССР. В 1975 г. он стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1980 г. А.Д. Сахаров был сослан в Горький за резкую критику ввода советских войск в Афганистан.

Поддержка западными странами правозащитного движения в СССР сделала его ведущим направлением диссидентского движения, которое во второй половине 1980-х годов оказало самое серьезное влияние на общественно-политическое развитие СССР.

Страницы: 1 2 

Истоки социальных потрясений «бунташного века»
Тяжелая ситуация в конце 16 века сложилась в центральных уездах государства и до такой степени, что население бежало на окраины, бросив свои земли. Например, в 1584 году в Московском уезде распахивалось всего 16% земли, в соседнем Псковском уезде – около 8%. Чем больше уходило людей, тем тяжелее давило правительство Бориса Годунова на ...

Статус личности подданных
♦ Подданные султана Османская империя в период расцвета являет собой антипод государству-нации: речь идет об империи, состоящей из разнородных элементов. Территории отличаются большим разнообразием природных условий. Население состоит из множества этносов: турки, татары, арабы, персы, курды, цыгане, берберы, копты, греки, армяне, ...

Борьба на дипломатическом фронте
Анализируя причины побед, одержанных над белогвардейцами на Дальнем Востоке, прежде всего, указывают военное и тактическую ориентацию красноармейцев. Наряду с важными действиями и с политической работой по разложению войск противника большое значение имела и дипломатия Советского правительства. По словам В.И. Ленина в освобождении Дальн ...