Исторические портреты Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана III и Ивана Грозного, написанные О.В. Ключевским
Страница 1

Материалы » Портреты российских самодержцев в творчестве В.О. Ключевского » Исторические портреты Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана III и Ивана Грозного, написанные О.В. Ключевским

Рассмотрим в данной главе взгляды выдающегося историка В.О. Ключевского на четырех российских самодержцев. Нами сделана попытка характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана III и Ивана Грозного с позиции Ключевского.

Великий князь Ярослав (Мудрый) (1019 - 1054).

Ко времени княжения Ярослава только начали складываться довольно разрозненные и во многом противоречивые порядки, определяющие существование гражданского уклада, по которому могло жить и существовать население русских земель. При Ярославе появляется первый и наиболее полный памятник русского права - Русская Правда. Ключевский считает, что только на первый взгляд можно сделать вывод о том, что "Русская Правда есть кодекс, составленный Ярославом и служивший руководством для княжеских судей XI в. И в нашей древней письменности сохранилась память об Ярославе как установителе правды, закона: ему давалось иногда прозвание Правосуда"[1]. Ключевский делает вывод, что Русская Правда создавалась не только Ярославом, но и его детьми и даже его внуком Мономахом. В Русской Правде не было смертной казни, но другие источники того и более позднего периода, свидетельствуют, что княжеский суд мог решать и по-своему, без учета прописанного в Правде закона и, как убийство слуги могли оставить без наказания, так и в случае неуплаты, назначенной за преступление суммы, - могли повесить.

Во вступлении к 10-й главе "Курса русской истории" В.О. Ключевского обнаруживаем вывод автора о положении русских земель во времена Ярослава Мудрого: "Приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, в силу которой охрана границ страны и её внешней торговли стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства".

В названной главе Ключевский анализирует дошедшие предания о князьях киевских IX и Х вв. - Олеге, Игоре, Святославе, Ярополке, Владимире. Упоминаний о Ярославе Мудром в данном контексте не обнаружено.

Великий князь Владимир Мономах (1113 - 1125)

Происхождение. Образование. Воспитание.

В главе 26 "Курса русской истории" В.О. Ключевского находим "Сказание о Владимире Мономахе"[2]. Из него мы узнаем, что Владимир Мономах был сын дочери византийского императора Константина Мономаха, умершего за 50 лет с лишком до вступления своего внука на киевский стол.

Иных упоминаний о происхождении, образовании и воспитании Владимира Мономаха в произведениях В.О. Ключевского не найдено.

Деятельность.

В том же "Сказании" Ключевский передает: В московской летописи, составленной при Грозном, повествуется, что Владимир Мономах, вокняжившись в Киеве, послал воевод своих на Царьград воевать этого самого царя греческого Константина Мономаха, который с целью прекратить войну отправил в Киев с греческим митрополитом крест из животворящего древа и царский венец со своей головы, т.е. мономахову шапку, с сердоликовой чашей, из которой Август, царь римский, веселился, и с золотою цепью. Митрополит именем своего царя просил у князя киевского мира и любви, чтобы все православие в покое пребывало "под общею властью нашего царства и твоего великого самодержавства Великие Руси".

Владимир был венчан этим венцом и стал зваться Мономахом, боговенчанным царем Великой Руси. "Оттоле, - так заканчивается рассказ, - тем царским венцом венчаются все великие князи владимирские".

Как пишет В.О. Ключевской, основная мысль сказания: значение московских государей как церковно-политических преемников византийских царей основано на установленном при Владимире Мономахе совместном властительстве греческих и русских царей-самодержцев над всем православным миром. [3]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Меднорудная база Казахстана и Киргизии и свидетельства ее использования в эпоху поздней бронзы
В первом разделе главы в краткой форме дается характеристика основных месторождений Казахстана и Киргизии. Древнее население Казахстана располагало значительными сырьевыми ресурсами как меди, так и олова. В эпоху бронзы разрабатывались крупные залежи Центрального Казахстана - Джезказганские и Успенские месторождения. Использовались такж ...

Правовое положение личности
В Конституции Французской Республики отсутствует специальный раздел о правах и свободах. В самом тексте Конституции права и свободы содержатся только в нескольких статьях. Так, в статье 2 подтверждается принцип равенства перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии, статьи 3 и 4 закрепляют плюрализм политичес ...

Православие как фактор этнического самосознания русского народа в период борьбы с татаро-монголами
Объединительная роль Православной Церкви была огромна еще в домонгольский период в связи с феодальной раздробленностью Руси, когда митрополиту и епископам нередко приходилось мирить князей во время их междоусобиц. По сути дела, церковь выступала тогда как важнейший фактор национального единства. Это стало особенно ясно после вторжения ...