Исторические портреты Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана III и Ивана Грозного, написанные О.В. Ключевским
Страница 4

Материалы » Портреты российских самодержцев в творчестве В.О. Ключевского » Исторические портреты Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана III и Ивана Грозного, написанные О.В. Ключевским

Оценка деятельности.

В.О. Ключевский дает следующую оценку деятельности Ивана III[10]:

Благодаря новым территориальным приобретениям московских князей,

1) изменилось внешнее положение Московского княжества;

2) усложнились задачи внешней московской политики, которая теперь, когда Великая Русь образовала единое политическое целое, поставила на очередь вопрос о политическом объединении всей Русской земли. Из этого вопроса вышла вековая борьба двух соседних славянских государств - Руси и Польши.

Увидев себя в новом положении, московский государь нашел недостаточным прежний источник своей власти, каким служила отчина и дедина, т.е. преемство от отца и деда. Теперь он хотел поставить свою власть на более возвышенное основание, освободить ее от всякого земного юридического источника. Идея Божественного происхождения верховной власти была не чужда и предкам Ивана III. Но никто из них не выражал этой идеи так твердо, как он.

Великий князь, прежде превосходивший удельных родичей только размерами своих владений, количеством материальных средств, теперь сосредоточил в своем лице и наибольшее количество политических прав.

Итоги деятельности.

На глазах у русских людей развертывались великие национально-русские и мировые политические события. Еще недавно Московское княжество было лишь клочком земли между бескрайними лесами Русской равнины. Но этот клочок земли постоянно расширялся за счет других удельных княжеств; Московское княжество росло территориально, политически и экономически. Консолидация русских княжеств под властью московского князя, "собирателя Русской земли", была результатом искусной политики, с одной стороны, и роста национального самосознания, с другой "Завершение территориального собирания Северо-Восточной Руси Москвою превратило Московское княжество в национальное великорусское государство"[11], - говорит Ключевский.

По Ключевскому, при Иване III и его преемниках Московское княжество превращалось в национальное великорусское государство, а формирование Боярской думы из потомков когда-то самостоятельных княжат придало ему аристократический фасад.

Великий князь и царь Иоанн IV Васильевич II (Грозный)

Лекция ХХХ "Курса русской истории"[12] В.О. Ключевского полностью посвящена Ивану Грозному. Рассмотрим, как же Ключевский характеризует жизнь и деятельность Великого князя и царя Иоанна IV Васильевича II (Грозного), основываясь на материале указанной лекции.

Происхождение.

Царь Иван родился в 1530 г. Иван рано осиротел - на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей.

Как пишет В.О. Ключевский, родственники не заботились о нем. Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Он отмечает, что как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих.

Образование.

Как пишет Ключевский, Ивана учили грамоте, вероятно, так же, как учили его предков, как вообще учили грамоте в Древней Руси, заставляя твердить часослов и псалтырь с бесконечным повторением задов, прежде пройденного. Изречения из этих книг затверживались механически, на всю жизнь врезывались в память. Кажется, детская мысль Ивана рано начала проникать в это механическое зубрение часослова и псалтыря. Здесь он встречал строки о царе и царстве, о помазаннике божием, о нечестивых советниках, о блаженном муже, который не ходит на их совет, и т.п. С тех пор как стал Иван понимать свое сиротское положение и думать об отношениях своих к окружающим, эти строки должны были живо затрагивать его внимание. Он понимал эти библейские афоризмы по-своему, прилагая их к себе, к своему положению. Они давали ему прямые и желанные ответы на вопросы, какие возбуждались в его голове житейскими столкновениями, подсказывали нравственное оправдание тому чувству злости, какое вызывали в нем эти столкновения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Пятый этап  2й мировой войны.
С мая 1945 по сентябрь 1945г. Для окончательного завершения войны был необходимо освободить от Японских войск Дальний Восток и Юго-Восточную Азию. Союзные войска и силы сопротивления Китая освободили захваченные территории. В целях устрашения, в августе, американцы применили ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. 2 сентября 1945 г ...

Эстонская Республика (1920-1940 гг.)
15 июня 1920 года Конституционная Ассамблея одобрила проект первой конституции Эстонской Республики, основанной на моделях конституций Веймарской республики, Швейцарии, Франции и США. ...

Революция 1848 года в Италии
В середине XIX века значительная часть Италии находилась под австрийским владычеством. В Парме Морене и Тоскане правили родственники австрийских Габсбургов. В римской области сохранялась светская власть Папы, который также был противником национального объединения страны, и прогрессивных преобразований. Неаполитанское королевство (корол ...