ЗаключениеСтраница 2
"Век нашей истории, начатый царем-плотником, заканчивался императрицей-писательницей" - таков один из афоризмов Ключевского, открывающий следующую лекцию, лекцию о Екатерине II и ее внешней политике.
В "Курсе русской истории" Ключевский дает оценку царствования Екатерины II." Значение известной исторической эпохи или исторического дельца всего лучше оценивается тем, насколько увеличились или уменьшились в эту эпоху под влиянием исторического деятеля народные средства. Средства, которыми располагает народ, бывают материальные либо нравственные; итак, [следует] разрешить вопрос, насколько увеличились или уменьшились материальные и нравственные средства Русского государства в царствование Екатерины?" Ключевский приходит к выводу, что материальные средства чрезвычайно усилились., а средства нравственные, напротив, стали слабее.
Дневники и записные книжки В.О. Ключевского дают богатый материал для выяснения взглядов историка на природу и перспективы самовластия в России. Анализ этих тем более важен в связи с тем, что, по свидетельству самого ученого, его "Курс русской истории", был сделкой между его ученой совестью и сознанием обязанностей педагога.
Будучи человеком либеральных взглядов, Ключевский, тем не менее, в университетских лекциях избегал острых моментов и резких оценок, чего нельзя сказать о дневниковых записях, опубликованных после смерти автора.
Для Ключевского "самовластие само по себе противно; как политический принцип его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, самоотверженно идет напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева". И с этой точки зрения единственным российским самодержцем, по мнению B. C. Ключевского, был Петр Великий.
Историк был убежден, что "самодержавие - не власть, а задача, то есть не право, а ответственность". Задача самодержавного правления виделась Ключевскому в достижении народного блага, Царь же и должен нести ответственность за все неудачи. "Правление, сопровождающееся Нарвами без Полтав, есть нонсенс. Неудачное самодержавие перестает быть законным", - замечает ученый.
Ключевский был убежден в бесперспективности монархической формы правления. "Цари со временем переведутся: это мамонты, которые могли жить лишь в допотопное время", Таким образом, Ключевский резко отрицательно оценивал роль самодержавия в истории России.
[1] Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Том 1. Курс русской истории. М.:, 1987. С.119.
[2] Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Том 1. Курс русской истории. М.:, 1987. С.144.
[3] Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Том 1. Курс русской истории. М.:, 1987. С.302.
[4] Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Том 1. Курс русской истории. М.:, 1987. С.306.
Предисловие:
Продолжив дело Ленина, Сталин сам боялся тех, в своем окружении, кто мог бы быть опасен для него самого и, в последствии, занять его место. Его самого боялись и, пока он был жив, – он был реальной угрозой любому, кто был в пределах его влияния, а тем более для тех, кто находился рядом с ним. Во время его правления власть в стране была с ...
Эстонская культура и национальное движение
Аграрные реформы и развитие системы образования при императоре Александре II способствовали зарождению эстонского национального движения. Ярким представителем такого движения стал Якоб Хурт (1839—1906) — основатель национальной идеологии, считавший, что миссия движения должна быть культурной, а не политической. Более радикальное направл ...
Запорожская Сечь. Государственное устройство
Запорожской Сечи
Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской государственности. Казацкая административная и судебная власть распространялась как на казаков, так и на то население, которое проживало за пределами Запорожья в укреплениях — «паланках». [1, с. 145]
Запорожская Сечь в своем составе имела деления — военные и территориальные, в соответ ...