Обострение англо-бурских отношений. Социально-экономическое развитие бурских республик
Страница 4

Англо-бурская война » Обострение англо-бурских отношений. Социально-экономическое развитие бурских республик

В конце XIX в. добыча золота на приисках Витватерсранда росла с чрезвычайной быстротой: в 1887 г. там было добыто 1,2 т чистого золота, а в 1898 г. уже 118,9 т, что составило 27,6% мировой добычи.

Росту добычи золота содействовали начавшаяся с 1890 г. добыча руды на более глубоких горизонтах, достигавших 180 м, и применение усовершенствованного способа извлечения золота из руды с помощью растворов цианистых металлов. Быстро росла и получаемая прибыль.

В 1897 г. стоимость золота, добытого на приисках Витватерсранда тридцатью акционерными компаниями, составила 140 млн. гульденов, полученная ими прибыль достигла 35 млн. гульденов. В 1898 г. общая прибыль владельцев приисков Витватерсранда составила 4890 тыс. ф. ст., почти в три раза превысив размер общей прибыли 1896 г., составлявшей 1490 тыс. ф. ст. В целях еще большей наживы магнаты золотодобывающей и алмазной промышленности время от времени преднамеренно вызывали на бирже «бум»; используя его, они продавали часть своих акций по очень высокой цене, а затем искусственно вызывали на бирже «спад» и за бесценок скупали эти же акции.

Вдохновителем колониальной политики Англии, колоссального территориального расширения Британской империи был Сесил Родс, который призывал установлению мирового господства англосаксов в результате союза Англии с США. Он требовав создания всемирной англо-американской федерации и общего англо-американского парламента и заявлял, что подчиняет борьбе за них всю свою деятельность. По мнению Д. Чемберлена, С. Родс был «великим англичанином», боровшимся за создание «великого союзного южноафриканского государства под британским флагом» для блага коренного населения Южной Африки. Другие называли его главным виновником англо-бурской войны[17].

Многие магнаты английского финансового капитала, владевшие монополиями в горнодобывающей промышленности бурских республик, были совладельцами и директорами компаний в других отраслях промышленного производства. Колонизаторская деятельность этих монополистов выходила далеко: за пределы бурских республик. Сесил Родс, герцог Дж. Аберкорн, лорд Э.Ф. Гиффорд, лорд А. Грей были учредителями и крупнейшими акционерами «Бритиш Саут Африка Чартеред К°», которая осуществляла колонизацию огромной территории, расположенной к северу от Бечуаналенда и к западу от португальской Восточной Африки. Компания имела право учреждать банки, строить железные дороги, приобретать и фрахтовать суда, прокладывать телеграфные линии, приобретать концессии, передавать землю во временное пользование, торговать.

Железнодорожное строительство в бурских республиках тоже находилось в руках иностранных компаний. Главную роль в строительстве железных дорог в Южно-Африканской Республики играла «Нидерландская железнодорожная компания», созданная в 1884 г. немецкими и голландскими капиталистами и получившая тогда же концессию от бурского правительства. Руководящая роль в правлении компании принадлежала голландским капиталистам.

В 1890 г. «Нидерландская железнодорожная компания завершила строительство железной дороги от Иоганнесбурга до Боксбурга, где находились угольные копи. В 1891 г. дорога была продолжена до Крюгерсдорпа на западе и до Спрингса на востоке. В том же году железнодорожный путь соединил Преторию с Иоганнесбургом. Спустя два года эта линия была доведена до границы с Оранжевой Республикой. В 1894 г. вступила в эксплуатацию построенная «Нидерландской железнодорожной компанией» железная дорога, соединивая| Преторию с границей Мозамбика и с железной дорогой, пересекающей Мозамбик и доходящей до залива Делагоа. К началу англо-бурской войны протяженность железнодорожного пути, находящегося в руках «Нидерландской железнодорожной компании достигла 717 миль, а ее капитал – 8667 тыс. ф. ст. Из выпущенных ею к этому времени 14 тыс. акций 5758 принадлежали правительству Южно-Африканской Республики, а 8242 – немецким и голландскимкампаниям. Прибыль владельцев акций «Нидерландской железнодорожной компании» в 1898 г. составила 14% от вложенного капитала[18].

Страницы: 1 2 3 4 5

Отношение к крестьянскому вопросу
Другим камнем преткновения российской общественной мысли был крестьянский вопрос. Малоземелье и закрепощенность самого бесправного сословия волновала российские умы уже давно. Поражение в Восточной (Крымской) войне способствовало усилению дискуссий по улучшению положения крестьян и привело в итоге к отмене крепостного права в 1861 г., п ...

Сражение во Фландрии
Установившееся к середине октября равновесие сил на берегах р. Лис не позволило больше рассчитывать на успех операции по охвату фланга неприятеля в этом районе. Пространство от р. Лис до побережья оказалось заполненным войсками, а близкий берег моря явился естественным рубежом, положившим предел стремлениям противников обойти взаимно фл ...

Английская колонизация Южной Африки
С 1860 по 1900 г. Англия увеличила площадь своих колониальных владений с 2,5 млн. кв. миль до 9,3 млн. кв. миль, т.е. почти в четыре раза; численность населения английских колони возросла со 145,1 млн. человек до 309 млн. человек, т.е. более чем вдвое. Только за 1884–1900 гг. Англия захватила территорию в 3,7 млн. кв. миль с населением ...