Обострение англо-бурских отношений. Социально-экономическое развитие бурских республик
Страница 5

Англо-бурская война » Обострение англо-бурских отношений. Социально-экономическое развитие бурских республик

Английские кампании тоже участвовали в железнодорожном строительстве в бурских республиках. В 1896 г. была создана «Англо-трансваальская железнодорожная компания». Из выпущенных ею 50 тыс. акций стоимостью по 10 ф. ст. 30 тыс. акций принадлежали правительству Южно-Африканской Республики и 20 тыс. – английским капиталистам. Вскоре компания приступила к строительству железной дороги Претория – Питерсбург, которая вступила в эксплуатацию в 1898–1899 гг.

Еще в 1895 г. англичане довели строительство Натальской железной дороги от Дурбана до границы с Оранжевой Республикой и приступили к продолжению ее по территории этой страны через Ледисмит, Харрисмит к Бетлехему. В начале 1897 г. вступила в строй построенная англичанами железная дорога, которая пересекла территорию Оранжевой Республики от ее границы с Капской колонией через Кимберли. Вскоре между правительствами Оранжевой Республики и Капской колонии было достигнуто соглашение о выкупе бурским правительством этой железной дороги за 2450 тыс. ф. ст. К началу англо-бурской войны бурское правительство внесло в счет этой суммы лишь 650 тыс. ф. ст.

Быстрое развитие в бурских республиках горнодобывающей промышленности и железнодорожного строительства имело важные социальные последствия – оно содействовало формированию южноафриканского промышленного пролетариата. Подавляющее большинство рабочих, трудившихся на приисках, на строительстве и обслуживании железных дорог и других предприятий, составляли африканцы. Численность африканских рабочих, занятых на приисках Витватерсранда, быстро возрастала. В 1889 г. она достигла 14 тыс. человек, в 1895 г. – 70 тыс. человек, а в середине 1899 г. – 95 тыс. человек. В 1895 г. на алмазных приисках близ Кимберли, принадлежавших монополии «Де Бирс Консолидейтед Майнс», работали около 8 тыс. африканцев[19].

Численность же европейцев, работавших на приисках, была невелика – около 12 тыс. европейцев – горных инженеров, техников, надсмотрщиков.

Быстрое развитие горнодобывающей промышленности, железнодорожного строительства, рост численности городского населения оказали также влияние на развитие сельского хозяйства бурских республик – стимулировали увеличение сельскохозяйственного производства бурскими фермерами.

Они стали повышать товарность своих хозяйств, увеличивать производство зерна, продуктивность животноводства, продавать в большом количестве продовольствие и другую хозяйственную продукцию в Иоганнеобург, Кимберли и другие промышленные центры. Развитие капитализма в сельском хозяйстве бурских республик содействовало углублению имущественной дифференциации бурских землевладельцев. В конце 90-х годов часть их находилась на грани разорения. В 1898 г. в Южно-Африканской Республике насчитываюсь около пяти тысяч заложенных бурских ферм, а ипотечная задолженность буров превысила 2 млн. ф. ст.

Повышение товарности сельскохозяйственного производства осуществлялось бурами путем его интенсификации и усиления эксплуатации батраков-африканцев.

Таковы были важные экономические и социальные последствия проникновения иностранного, в основном английского, капитала в экономику бурских республик. В 90-х годах оно зашло так далеко, что эти страны в значительной мере утратили экономическую независимость. В этих условиях Англия усилила борьбу за их захват.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Взаимоотношение иностранцев с городскими низами и крестьянами. Правительственная политика изоляции иноверцев от православных людей
В историографии вопроса «Русское общество и выходцы из Западной Европы» мы постоянно встречаем утверждение о негативном отношении русского населения к иностранцам - «немцам», всецело обусловленном религиозной неприязнью. Так, исследователь Л. Рущинский полагал, что разница в вере русского человека и «немца» «всегда отделяла последнего о ...

Особенности феодальной раздробленности Древней Руси. Ее оценка в российской исторической науке
Феодальная раздробленность - закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. Под феодальной раздробленностью чаще всего понимают политическую и экономическую децентрализацию государства, создание на территории одного государства практически независимых друг от друга, самостоятельных госуда ...

Феодализация Золотой Орды в XV-XVI вв.
В отличие от России на протяжении XV – XVI вв. Золотая Орда все в большей степени дробится на отдельные феодальные владения - улусы. Ее преемницей стала Большая Орда в Низовьях Волги. Кроме того, в бассейнах Иртыша и Тобола образовалось самостоятельное Сибирское ханство, между Каспийским и Аральским морями, Волгой и Уралом - Ногайская о ...