Основные проблемы методологии изучения истории Российского государства
Страница 7

Материалы » Основные проблемы методологии изучения истории Российского государства

Реформируя государственный строй, Петр I использовал шведский опыт подобных преобразований. Е.В. Анисимов считает, что это связано не только со сходством социально-экономических условий обеих стран, но и обусловлено личными пристрастиями Петра, который стремился превзойти Швецию не только на поле брани, но и в мирной жизни. Общий принцип подхода к шведским образцам хорошо прослеживается в указе от 28 апреля 1718 года:

«Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в шведском регламенте неудобны, или с интуицией сего государства несходны и оные ставить по своему рассуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли быть».

Вырабатывая более эффективные методы государственного управления Петр большое внимание уделяет унификации, централизации и дифференциации функций аппарата управления. Поэтому значительное место в исследованиях уделяется проблеме бюрократии, вопросу о соотношении знати – боярской или дворянской аристократии и аристократии новой. Отечественные и зарубежные исследователи пришли к выводам, что в окружении Петра было больше древних аристократов, чем в Боярский думе. Политика же Петра заключалась в превращении ее из «привилегированной» в «квалифицированную». Н.Н. Покровский в своей рецензии на монографию Е.В. Анисимова обратил внимание на противоречивость самого «наследия», «дела Петра» – создание жесткой бюрократической системы управления империей и отчаянные попытки внедрить начала коллегиальности, найти новые формы опоры на городские сословия, всяческое укрепление основ дворянского могущества и требование прилежной обязательной службы дворян, европеизация страны и укрепление крепостнических отношений, провозглашенных еще Соборным Уложением 1649 г.

Процесс же оформления в XVIII в. дворянских прав и привилегий создавал условия для появления первого поколения борцов с этой системой. В елизаветинское время уже родились те, кто позже стал под знамена Пугачева.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Бобров Михаил Иванович
Родился в 1920 году в г. Краматорске. Окончил неполную среднюю школу в 1936 г. Работал на Новокраматорском машиностроительном заводе в 1937-1940 г. г. В армии с 1940 года. Окончил курсы младших лейтенантов при 1-м Белорусском фронте в 1944 г. На войне с 1942 на Западном, Центральном, Белорусском фронтах. В июле 1944 командир 139-й диви ...

Динамика численности населения СССР
На протяжении всего ХХ в. Советский Союз оставался одной из крупнейших стран мира по численности населения. Однако к концу века в результате войн, социальных экспериментов и массового перехода к малодетной семье страна полностью исчерпала свой демографический потенциал, то есть способность к самовоспроизводству населения. Значительные д ...

Значение и последствия крещения Руси
Чтобы устранить или хотя бы ослабить недовольство жителей Руси, вызванное насильственным крещением, Владимир Святославич старался всячески задобрить население. Он устраивает пышные празднества в городах, которые сопровождаются пиршествами и раздачей богатств из великокняжеской казны. Такая политика задабривания населения не могла не име ...