Запорожская Сечь. Государственное устройство Запорожской Сечи
Страница 6

Материалы » Запорожская Сечь - козацкое государство » Запорожская Сечь. Государственное устройство Запорожской Сечи

Местное управление осуществляли полковые и сотенные уряды, а также выборные лица в городах и селах. Полковой уряд состоял из полковника и полковой рады, которая избирала полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпи­ровали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковые рады, а иногда, наоборот, полковые рады активно влияли на деятель­ность полковников, препятствовали их своеволию и даже устраняли их от должности. В полковую раду входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. По такому же принципу строилась сотенная адми­нистрация. Сотенный уряд возглавлял сотник. Ему помогала сотен­ная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.

Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы казаками. Не сохранилось никаких законодательных актов, по которым можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятель­ности, следует полагать, были положены традиции и обычное право. [1, с. 173-175]

В 1648 — 1654 гг. происходили поиски новых форм и методов ведения хозяйства. События тех времен имели значительное влияние на последующее социально-экономическое развитие края. Даже в источниках XVIII ст. с характерные примеры ссылки украинских чиновников всех рангов, в частности судей, на порядки («новые обычаи»), основанные Богданом Хмельницким. Была введена собственная монета. [5, с. 41]

С освобождением Украины от польско-шляхетской власти и со­зданием самостоятельного государства ее финансовая политика полу­чила суверенный характер. Если в 1648 г. все налоги в украинских зем­лях направлялись в казну Речи Посполитой, то отныне — в сокровищ­ницу (казну) Войска Запорожского, которая становится общегосудар­ственной казной. Налогами и казной заведовал генеральный подскар­бий, который входил в Генеральный уряд. [1, с. 174]

Вооруженные силы Украины выступали как самостоятельные (независимые от других правительств), часто добровольные, с некоторыми элементами самоуправления. Складывались они из представителей разных социальных слоев населения, то есть можно в известной мере утверждать об их общесословный характер. После 1654 г. казацкое войско составляло автономную часть российской армии. Богдан Хмельницкий стремился создать мобильную регулярную наемную армию вроде тех, которые существовали в большинстве тогдашних европейских стран. Первые замыслы относительно этого появились у гетмана еще в 1648 г. [5, с. 41]

Согласно Зборовскому договору за Украиной было признано пра­во иметь постоянное реестровое войско в 40 тыс. чел. Белоцерковский договор уменьшил эту численность до 20 тыс., однако в действитель­ности в годы Освободительной войны в Украине действовала огром­ная по тем временам армия. В битве под Пилявцами войско Хмель­ницкого насчитывало 100 тыс. чел., под Львовом —200 тыс., в зборовской кампании — 300 тыс., а сам Хмельницкий говорил, что под Зборовом он имел войско в 360 тыс. чел. По сравнению с армиями других стран того периода это была огромная военная сила.

Казачье войско имело стройную организацию: оно подразделялось на полки, сотни и курени. В полку было от 5 до 20 тыс. казаков. Полк делился на сотни, которые имели от 200 до 250 казаков. Сот­ню делили на десятки, позднее — на курени. Десяток состоял из ата­мана и девяти казаков. Позднее в курени входило до 30 чел. При власти Польши реестровое войско получало плату из государ­ственной казны. Когда же возродилось Украинское государство, во­енная служба стала бесплатной. Казаки жили за счет королевских и панских земель, освобожденных во время войны. Часть этих земель была оставлена для общих военных нужд и получила название ранго­вых. Эти земли переходили к казацкой старшине, некоторые из них были предназначены для содержания артиллерии и др. Государствен­ная казна также определяла для войска некоторые налоги и доходы — "третью войсковую меру" с мельниц, доходы с аренды и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Архитектура. Живопись
В Киеве ещё в середине X века появились каменные дворцы, а с принятием христианства стали строить и каменные храмы, расписанные многоцветными фресками. Учителями русских были византийские мастера. Громадное влияние на архитектуру оказали традиции славянского деревянного зодчества. В мировую культуру вошли такие великолепные здания, как ...

Женский вопрос в России в первой половине XIX в.. Семья и имущественные отношения женщины первой половины XIX в.
С начала XIX века женский вопрос в России, являлся сложной социальной проблемой, охватывающей экономические, политические, правовые, этнические, психологические стороны эмансипации (освобождения) женщин – защитники их прав и интересов впервые в истории России привлекли внимание общества к разнообразным проявлениям женского неполноправия ...

Homo Ludens в игровой теории культуры
Оригинальная концепция культуры как Игры развернута в труде Й. Хейзинги Homo Ludens (1938), что в переводе означает "Человек играющий". Книга имеет подзаголовок "Опыт определения игрового элемента культуры".[10] В этой работе он пытался «сделать понятие игры, насколько я смогу его выразить, частью понятия культуры в ц ...