Запорожская Сечь. Государственное устройство
Запорожской СечиСтраница 1
Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской государственности. Казацкая административная и судебная власть распространялась как на казаков, так и на то население, которое проживало за пределами Запорожья в укреплениях — «паланках». [1, с. 145]
Запорожская Сечь в своем составе имела деления — военные и территориальные, в соответствии с которыми и строилось управление ею. Как войско, запорожское общество разделялось на 38 куреней, а территориальное — сначала на пять, впоследствии на восемь паланок.
Высшим органом казацкого самоуправления, который решал важнейшие вопросы, были общие или, как их чаще называли, войсковые рады. Собирались они регулярно в точно определенные сроки — 1 января и 1 октября каждого года. Казацкий совет собирался и в другие сроки, когда на то была воля общества. На войсковых радах решались все важнейшие вопросы жизни Запорожской Сечи: объявлялась война и заключался мир, объявлялись военные походы, карались злостные преступники, ежегодно переделялись между куренями земли, реки, озера, леса, рыбные ловы и тому подобное, избиралась и смещалась казацкая старшина.
Кроме общих военных советов, у запорожских казаков были еще и советы по куреням, которые чаще назывались «сходками». Куренные сходки собирались в случае необходимости для решения мелких дел, срочных вопросов, а также тайных дел.
Были еще сходки по паланкам. Они рассматривали преимущественно мелкие хозяйственные споры, поскольку население паланок состояло из неженатых казаков, которые занимались хозяйством. [4, с. 146]
Кош возглавлял выборный кошевой атаман. Ему помогали выборный судья, писарь, обозный, есаул, хорунжий.
Следует заметить, что на Запорожской Сечи государственная система сформировалась из военной организации, поэтому государственные органы, административно-территориальная система, должности были как военными единицами, так и государственными. [8, с.165]
Кошевой атаман, военный судья и военный писарь составляли так называемую военную старшину. Они избирались военным советом 1 января и состояли в должности один год. В число военной старшины иногда включались куренные атаманы. В мирное время военная старшина занималась административными и судебными делами, а во время войны возглавляла казаков, передавая свои полномочия старшине.
Кошевой атаман (гетман) сосредотачивал в своих руках высшую военную, административную и судебную власть. Его власть не была абсолютной: он отчитывался перед Войсковой Радой, его полномочия ограничивались годовым сроком пребывания на должности. [1, с. 145]
В военное время кошевой атаман был лишь обладателем Запорожья и в своих действиях руководствовался обычаями и традициями казачества. [4, с. 146]
Кошевому атаману принадлежала высшая военно-административная и судебная власть на Сечи. Он решал судьбу каждого казака, утверждая судебные приговоры, и в первую очередь смертные. От имени общества вступал в дипломатические отношения с иностранными государствами, утверждал избранных или назначенных казаков на должности, а также деление земель (паланок) и трофеев между куренями. Решал вопрос приема казаков к войску или их освобождению. Жил кошевой атаман в отдельном помещении (дому) вместе со своим поваром. Символом власти кошевого атамана была булава, которую он держал в руке во время торжественных мероприятий и в боевой обстановке. [3, с. 89-90]
Военный судья был вторым после атамана служебным лицом на Запорожье. Его основной обязанностью было осуществление суда над казаками. Кроме этого, он назначал начальника артиллерии. [4, с. 146]
В отсутствие кошевого атамана исполнял его обязанности, то есть был наказным кошевым атаманом. С помощью военного казначея регулировал расходы средств Сечи, хранил «сокровище и армату» в Военной Казне. Жил и питался судья в своем курени. Символами власти судьи была сечевая печать и тростина. [3, с. 90]
Итоги экономического развития
Падение темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975 гг.).
За 15 лет (1970-1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается 11-й пятилетки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного пятилетнего ...
Специфика внешней политики СССР
Когда Советская Армия начала освобождать от фашизма страны Европы, там уже действовали антифашистские силы, опиравшиеся на успехи Советской Армии. В ходе борьбы народов с захватчиками и поддержавшими их силами внутренней реакции созревали предпосылки для перерастания движения Сопротивления в народно-демократические революции. Советская ...
Социальный протест в старообрядческом движении. Восстание в
Соловецком монастыре
Официальные историки русской церкви пытались представить Соловецкое восстание 1668 - 1676 годов как восстание невежественных сторонников старой веры против прогрессивных реформ Никона. Прогрессивность никоновских реформ весьма относительна, как и невежественность староверов в XVII веке. К оппозиции официальной церкви примкнули демократи ...