Запорожская Сечь. Государственное устройство Запорожской Сечи
Страница 1

Материалы » Запорожская Сечь - козацкое государство » Запорожская Сечь. Государственное устройство Запорожской Сечи

Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской государ­ственности. Казацкая административная и судебная власть распрост­ранялась как на казаков, так и на то население, которое проживало за пределами Запорожья в укреплениях — «паланках». [1, с. 145]

Запорожская Сечь в своем составе имела деления — военные и территориальные, в соответствии с которыми и строилось управление ею. Как войско, запорожское общество разделялось на 38 куреней, а территориальное — сначала на пять, впоследствии на восемь паланок.

Высшим органом казацкого самоуправления, который решал важнейшие вопросы, были общие или, как их чаще называли, войсковые рады. Собирались они регулярно в точно определенные сроки — 1 января и 1 октября каждого года. Казацкий совет собирался и в другие сроки, когда на то была воля общества. На войсковых радах решались все важнейшие вопросы жизни Запорожской Сечи: объявлялась война и заключался мир, объявлялись военные походы, карались злостные преступники, ежегодно переделялись между куренями земли, реки, озера, леса, рыбные ловы и тому подобное, избиралась и смещалась казацкая старшина.

Кроме общих военных советов, у запорожских казаков были еще и советы по куреням, которые чаще назывались «сходками». Куренные сходки собирались в случае необходимости для решения мелких дел, срочных вопросов, а также тайных дел.

Были еще сходки по паланкам. Они рассматривали преимущественно мелкие хозяйственные споры, поскольку население паланок состояло из неженатых казаков, которые занимались хозяйством. [4, с. 146]

Кош возглавлял выборный кошевой атаман. Ему помогали выборный судья, писарь, обозный, есаул, хорунжий.

Следует заметить, что на Запорожской Сечи государственная сис­тема сформировалась из военной организации, поэтому государствен­ные органы, административно-территориальная система, должности были как военными единицами, так и государственными. [8, с.165]

Кошевой атаман, военный судья и военный писарь составляли так называемую военную старшину. Они избирались военным советом 1 января и состояли в должности один год. В число военной старшины иногда включались куренные атаманы. В мирное время военная старшина занималась административными и судебными делами, а во время войны возглавляла казаков, передавая свои полномочия старшине.

Кошевой атаман (гетман) сосредотачивал в своих руках высшую военную, административную и судебную власть. Его власть не была абсолютной: он отчитывался перед Войсковой Радой, его полномо­чия ограничивались годовым сроком пребывания на должности. [1, с. 145]

В военное время кошевой атаман был лишь обладателем Запорожья и в своих действиях руководствовался обычаями и традициями казачества. [4, с. 146]

Кошевому атаману принадлежала высшая военно-административная и судебная власть на Сечи. Он решал судьбу каждого казака, утверждая судебные приговоры, и в первую очередь смертные. От имени общества вступал в дипломатические отношения с иностранными государствами, утверждал избранных или назначенных казаков на должности, а также деление земель (паланок) и трофеев между куренями. Решал вопрос приема казаков к войску или их освобождению. Жил кошевой атаман в отдельном помещении (дому) вместе со своим поваром. Символом власти кошевого атамана была булава, которую он держал в руке во время торжественных мероприятий и в боевой обстановке. [3, с. 89-90]

Военный судья был вторым после атамана служебным лицом на Запорожье. Его основной обязанностью было осуществление суда над казаками. Кроме этого, он назначал начальника артиллерии. [4, с. 146]

В отсутствие кошевого атамана исполнял его обязанности, то есть был наказным кошевым атаманом. С помощью военного казначея регулировал расходы средств Сечи, хранил «сокровище и армату» в Военной Казне. Жил и питался судья в своем курени. Символами власти судьи была сечевая печать и тростина. [3, с. 90]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Внешняя политика России в первой четверти XVIII века.
Будучи в Европе, Петр отчетливо понял, что европейские державы не намерены выполнять свои союзнические обязательства по борьбе с Турцией. Переговоры держав с Турцией велись полным ходом втайне от Петра. Русский царь сориентировался быстро. Он сам взял курс не мирное урегулирование дел с Турцией и повернул свои взоры на Север. Выход к Ба ...

Основные проблемы методологии изучения истории Российского государства
Проблема государства, формы политической власти, характер взаимоотношения его с обществом в целом и отдельными его составляющими сегодня вновь в центре научных споров. Применительно к Древней Руси это проблема происхождения государства и его названия, а также статуса русских князей. В современной отечественной историографии обращено вни ...

Первые попытки установления христианства
К южным славянским племенам и относится известие о первом крещении Киевской Руси в середине IX века. Это событие связано с нападением Руси на Константинополь, которое летопись относит к 866 году, а новейшие исследования к 860 году. Крещение Руси при патриархе Фотии оставило большой след в восточнославянской церковной традиции. Еще в X ...