Реформы системы государственного управления в КНР
Страница 2

Материалы » Реформа системы государственного управления в КНР в 80-90 гг. » Реформы системы государственного управления в КНР

Однако этих преобразований оказалось недостаточно для достижения долгосрочных экономических и политических целей. Поэтому с весны 1986 г. в китайской печати стали обсуждаться вопросы подготовки к более глубокой реформе политической системы - сложного комплекса взаимодействующих средств организации и функционирования политической власти, осуществления политического руководства и управления обществом. Реформа с самого начала стала рассматриваться как неотъемлемая часть мер по модернизации страны, намеченных в декабре 1978 г.

Сессия ВСНП, прошедшая в марте - апреле 1988 г., положила в основу политической реформы реорганизацию структуры и модернизацию функций аппарата государственного управления как главного инструмента практического проведения экономической реформы. Сессия также указала на необходимость повышения роли правового обеспечения "социалистической модернизации". Ключевыми направлениями этого этапа реформы были названы переход от прямого экономического контроля над предприятиями со стороны правительства к опосредованному экономическому управлению ими и изменение характера связей между Центром и местными народными правительствами. Всего в ходе реформы 1988 г. общее число министерств и госкомитетов сократилось с 45 до 42, но при этом были ликвидированы 12 министерств и госкомитетов и вновь созданы 9, в том числе министерства энергетики, материальных ресурсов, строительства, авиационной и космической промышленности, автоматизации и электронной промышленности и другие. Сократилось число комитетов и учреждений при Госсовете: из 77 было сокращено 39 и вновь создано 5, в результате их стало 43. Общее число сотрудников аппарата Госсовета сократилось примерно на 10 тыс. человек. [2, с.37]

К этому времени существенно изменилась социально-экономическая и политическая ситуация в стране. Прежде всего, заметно ухудшилось экономическое положение. Общее недовольство населения ухудшившейся экономической ситуацией укрепило позиции противников реформ и способствовало оживлению их деятельности. В таких условиях многие номенклатурные работники партийного и государственного аппарата, обеспокоенные перспективой социальной нестабильности, стали выступать против углубления экономической реформы. В научной среде с новой силой развернулись споры о том, не являются ли политическая и экономическая реформы "шагом назад к капитализму". На этом этапе многие ученые и политики говорят, что "китайский народ не дорос до демократии", из чего следует, что демократию в КНР развивать не следует. [3, с.35]

Одной из важных проблем политических реформ в конце 1980-х годов являлось неприятие реформ местной властью. Очень многие чиновники местной администрации стремились подавить реформы, опасаясь потерять власть. Также, важной проблемой являлось отсутствие правового сознания у многих руководителей, несоблюдение ими законов, в особенности новых, принимаемых ВСНП. [3, с.46] Это вызвало широкий протест в обществе, который выразился отчетливее всего в апреле 1989 года, когда студенты пекинских университетов вышли на улицы с призывами к демократии и борьбе с бюрократией и коррупцией. Митинги продолжались до мая и закончились подавлением студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года.

Начиная с 90-х годов, основной акцент во внутренней политике сместился на реформирование экономической системы и создание социалистической рыночной экономики. Что касается политических преобразований, то их роль состояла в обеспечении экономических реформ "на основе совершенствования демократии и права". Такое смещение акцентов в деятельности режима было связано не в последнюю очередь с обострением проблем экономического порядка, которые выражались, в частности, в определенной разбалансированности экономического развития, высоком уровне капиталовложений и затрат по импорту. Отсутствовала должная организованность в ценовой политике и валютно-финансовой системе в целом. Следует отметить, что меры, Принятые китайским руководством, уже к концу 1993 года позволили стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Они, однако, совпали с мерами по усилению роли партийных и центральных органов и мерами по поддержанию стабильности в стране.

Страницы: 1 2 3 4

Взаимоотношения с иностранными купцами
Западноевропейские купцы покупали в России в большом количестве продукты морского промысла и рыболовства: моржовую кость, ворвань, акулий и тресковый жир, кожи морских животных, икру, рыбу ценных сортов - треску, палтус, семгу. Очень существенными предметами вывоза были мед и воск. За границу направлялись мачтовый лес, лиственничная губ ...

Теория Карла Фридриха
Карл Фридрих опубликовал ряд работ по тоталитаризму, включая «Тоталитарная диктатура и автократия» (1965 г., в соавторстве с Бжезинским) и «Развитие теории и практики тоталитарных режимов» (1969). В первой из них он сформулировал ряд признаков тоталитаризма, приведённые выше. Во второй он провёл анализ роли общественного согласия и моби ...

Православие как фактор этнического самосознания русского народа в период борьбы с татаро-монголами
Объединительная роль Православной Церкви была огромна еще в домонгольский период в связи с феодальной раздробленностью Руси, когда митрополиту и епископам нередко приходилось мирить князей во время их междоусобиц. По сути дела, церковь выступала тогда как важнейший фактор национального единства. Это стало особенно ясно после вторжения ...