Ликвидация восстанияСтраница 1
Непредсказуемые события за Уралом, как и в 1918г., грозили отрывом Сибири от остальной России, открытием восточного фронта и новым витком крупномасштабной гражданской войны. Тревожные сообщения о росте повстанческого движения в Тамбовской губернии, мощное восстание в Западной Сибири, все это на фоне непрекращающихся крестьянских выступлений на Украине, в Поволжье и других регионах, заставило большевиков срочно начать поиски выхода из создавшегося положения. Хотя задолго до этого некоторые большевики – Л. Троцкий, Ю.Ларин и другие предлагали упразднить разверстку, установить натуральный налог, а остальное получать от крестьян путем свободного обмена, но только в феврале 1921г. Ленину и его ближайшим соратникам стало ясно, что дальнейшее осуществление политики «военного коммунизма» ведет к пропасти. В короткий срок решение о замене продразверстки продналогом было разработано, обсуждено и принято Х съездом РКП (б).
Но для начала коммунистам необходимо было ликвидировать Западно-Сибирский мятеж. Для руководства ликвидацией восстания 12 февраля 1921 создается полномочная тройка в составе председателя Сибревкома и Сиббюро ЦК РКП(б) И.Н.Смирнова, пред. Сибирской ЧК И.П. Павлунского и пом. Главкома Вооруженными Силами республики, бывшего командующего фронтом В.И.Шорина, имевшего опыт подавления народного восстания в Ижевско-Воткинском районе осенью 1918 года. Обладая всей полнотой власти на территории, охваченной восстанием, они обязывались подавить его в кратчайшие сроки. Полномочная тройка приняла в первую очередь ряд мер военного характера для мобилизации имевшихся в ее распоряжении сил.
На территории Зауралья вводилось военное положение. На основе мобилизации членов партии и комсомольцев создавались коммунистические отряды. В распоряжение полномочной тройки были переданы ч. 21-й, 26-й, 28-й и 29-й див., отд. кавалерийская бригада, 209-й полк 23-й СД, Казанский и Симбирский с.п., еще 2 отд. кавалерийских полка, 6 запасных батальонов, батальон инструкторских курсов всеобуча, Вятские пехотные курсы, бронепоезда, бронепароходы, артиллерия, 249-й, 250-й, 255-й полки внутренней службы (СЧОН), Тюменская школа комсостава, 6-й запасной пулеметный батальон[60].
Война с восставшими крестьянами велась по всем правилам военного искусства и классовой борьбы. Приказом Сибревкома от 12 февраля ответственность за сохранение железных дорог возлагалась на жителей прилегающих к линии населенных пунктов, из числа которых берутся заложники, которые расстреливаются в случае появления крестьянских отрядов в данной местности. Расстреливаются также те, кто дают приют «бандитам». Большое впечатление на крестьян произвел приказ Полномочной комиссии ВЦИК № 171 от 11 июня 1921г., который вводил расстрелы заложников в "бандитских" селах до полного подчинения и выдачи "бандитов" и активного участия против "бандитизма". Лица, предоставляющие приют семьям бандитов, этим приказом были приравнены к укрывателям банд со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Во исполнение этого приказа в сибирских губерниях, охваченных восстаниям, были разосланы специальные инструкции ВЧК по Сибири. Так, 14 февраля Кокчетавская Тройка получила от председателя Омского губчека Гузанова инструкцию представительства ВЧК Сибири за № 3915 «О применении высшей меры наказания в районах, охваченных восстанием», в которой указывалось, что «… расстрелу подлежат: первое, руководители движения; второе, занимающие командные должности в отрядах повстанцев; третье, взятые в плен и освобожденные, в случае если они вторично попали в плен в боях с Советскими войсками; четвертое, не сдавшие огнестрельного оружия, после того как был опубликован приказ о сдаче такового; пятое, уличенные в поджоге, порче железнодорожных служб, в отношении которых установлена их связь с повстанцами и помощь повстанцам, в чем бы она не выражалась…»[61].
Формирование государственности киевской Руси. Проблема славяно-варяжского
синтеза
Зарождение древнерусского государства обычно связывают с попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словен-ильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей они решили пригласить со стороны некую третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций. Согласно летописи ...
Школа, просвещение и научные знания
При монастырях и церквях для зажиточных слоев населения открывались школы, библиотеки и даже архивы для документов. Ярослав Мудрый основал библиотеку и архив при Софийском соборе в Киеве. Там же была создана и школа для «книжного обучения». При Андреевском монастыре в Киеве была школа для девочек.
В Киевской Руси распространялись произ ...
Наполеон Бонапарт и
Александр I
HАПОЛЕОН I (Napoleon) (Наполеон Бонапарт) (1769-1821), французский император в 1804-14 и в марте — июне 1815. Уроженец Корсики. Начал службу в войсках в 1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции (достигнув чина бригадного генерала) и при Директории (командующий армией). В ноябре 1799 с ...
