Политические институты и
конституционное право Франции. Историческая справка о развитии конституционного
процесса во Франции после II мировой войныСтраница 3
Главная черта Конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть имеет "двухглавую" структуру: она включает Президента Республики и Премьер-министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства, должен нести ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием и уголовную перед обеими палатами парламента. Однако, юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике с самого начала существования Пятой Республики установился обычай ответственности Правительства перед Президентом страны, т.е. был введен монизм исполнительной власти. Сосредоточение власти в руках главы государства и Правительства - одно из проявлений конституционно-автоританой тенденции во французском государственном механизме, которая всегда был ему присуща. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого голосования, Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя формально-юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время существования Пятой Республики, поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы государства, укрепила и без того его господствующее положение.
Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и "через голову" парламента, например, при проведении референдумов на основании ст.11 Конституции. Основной закон 1958 г. - первая французская Конституция, закрепившая существование политических партий.
Еще одна особенность Конституции 1958 г. - учреждение Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории.
Конституция 1958 г. в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о референдуме. В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее "чистом" виде предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст.89, хотя косвенное указание на референдум содержится и в ст.53. Статья 11 предоставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст.89 - при изменении Основного закона. Конституция 1958 г. по способу изменения является "особо жесткой", поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух этапов - принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции. При этой процедуре обе палаты Парламента - Национальное собрание и Сенат - находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе - на совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента. Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно.
Трубицин Михаил Иванович
Родился в 1905 году в рабочей семье в с. Верхний Студенец Вог жской области. Там окончил школу. Затем работал в колхозе механиком. В 193 году с семь ей переехал в Ростов. Здесь Михаил Иванович работает экспедитор С первых дней войны на фронте. Воевал на Центральном, Воронежском, Беломор ском, Украинском фронтах. Но бои на Кебенском плац ...
Формирование государственности киевской Руси. Проблема славяно-варяжского
синтеза
Зарождение древнерусского государства обычно связывают с попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словен-ильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей они решили пригласить со стороны некую третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций. Согласно летописи ...
Конституция Франции 1875 года
После того как Парижская Коммуна была потоплена в крови, в истории Франции начинается смутное время, когда на французский трон претендовало сразу три династии: Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты.
Хотя 4 сентября 1870 г. улицы Парижа наполнились народом, требовавшим установление республики. Парижские депутаты провозгласили республику и образов ...