Политические институты и конституционное право Франции. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны
Страница 2

Материалы » Политическая система Франции » Политические институты и конституционное право Франции. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны

Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Разделы различны по объему. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики и отношениям между Парламентом и Правительством.

Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в стране. Наверху пирамиды находится Конституция, ниже - органические законы, еще ниже - обычные законы. Несколько особняком “держатся” законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.

Основной закон установил республиканскую Форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Неделимый характер французского государства определен ст.53 Конституции, в которой указано: "Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения". В случае отделения какой-либо французской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания соответствующего договора о выходе из Франции. В настоящее время неделимая Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и четыре, заморские территории (Новая Каледония, Полинизия, Уоллис и Футуна, Южные и антарктические территории).

Демократический характер Республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).

Собственно Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и "основные принципы, призванные законами Республики", к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г.

Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя список не содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по времени принятия) конституционных актах различных государств, но и Декларация 1789 г., и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод, провозглашенных в них, широк, например, продолжает действовать даже такое экзотическое для нашего времени право, как правь на сопротивление угнетению. Оно было характерно для "золотого" времени буржуазной государственности, наступившего сразу же после того, как было покончено с феодальными порядками.

Страницы: 1 2 3 4

Особенности социально-экономического развития пореформенной России.
Характер и направление социально-экономического развития пореформенной России были, безусловно, капиталистическими. Однако темпы и степень этого развития в различных отраслях народного хозяйства и в разных регионах страны были далеко не одинаковыми. Быстрее и интенсивнее капитализм развивался в промышленности, медленнее — в сельском хоз ...

Первый опыт Российского парламентаризма. Государственная Дума
В апреле 1906г начала работу I Государственная Дума. По закону Государственная Дума созывалась на 5 лет; ее депутаты имели право обсуждать законопроекты, бюджет и делать запросы министрам, назначавшимся царем. Вне контроля Думы были военные дела и внешняя политика: царь мог досрочно распустить Думу и назначить новые выборы в нее. Среди ...

Развитие древнерусских городов в IX—XIII вв.
Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен. Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лиш ...