Очаги металлургии и металлообработки
Страница 2

Материалы » Погребальные памятники эпохи бронзы » Очаги металлургии и металлообработки

Для центральноказахстанского очага металлургии характерно употребление выработанных стандартных рецептов сплавов. В основном это оловянные бронзы - 62 % и медь - 29 %. Три изделия изготовлены из оловянно-свинцовой бронзы. Центральноказахстанские бронзы в сравнении с североказахстанскими и семиреченскими отличаются более высоким содержанием олова в составе. 78 % изделий из оловянной бронзы имеют примеси олова в количествах 6-18%. Проведенное технологическое исследование выявило высокую техническую культуру металлообработки с отчетливо выраженной тенденцией к стандартизации. Длительный опыт работы привел к выработке наиболее оптимальных режимов изготовления металлических изделий. При изготовлении изделий использовались 2,3,5 варианты технологических схем, преобладающими в количественном отношении были 2 и 3. Подавляющее большинство изделий, в том числе даже и мелкие украшения - бусы - получены в процессе литья в формы. При литье наконечников стрел и копий широко использовались металлические литейные формы. Литые изделия дорабатывали преимущественно способом горячей ковки. Кузнечной ковке высокооловянных бронз обязательно предшествовала их термообработка - проведение отжига гомогенизации (60 % всех изделий с содержанием олова 6-22 %). Таким образом, наличие высокоразвитой и стабильной технологии изготовления металлического инвентаря Центрального Казахстана указывает на самостоятельное существование металлообработки, в виде обособленной ремесленной отрасли.

При сопоставлении химического состава и технологических приемов изготовления инвентаря, происходящего из поселенческих материалов и погребальных комплексов получен важный вывод. Металл могильников бегазы-дандыбаевской культуры по спектроаналитическим данным и структурным показателям не выделяется из общей серии бронзовых и медных изделий Казахстана. Правомерен вывод, что предметы вооружения, украшения и орудия труда из могильников имеют местное происхождение и историко-культурно могут быть связаны с поселениями Центрального Казахстана.

Производственная структура центрально-казахстанского очага металлургии может быть определена III рангом по схеме, разработанной Е.Н.Черных. В структуре этого ранга присутствуют три ячейки:

I. горняк; 2. металлург; 3. кузнец-литейщик. Горное дело отделено от металлургии. Металлообработка также выделена в самостоятельную отрасль в рамках общинного ремесла. По всей видимости, объединения мастеров имели клановую или планово-производственную форму. Такая форма объединений предполагает, по данным Е.Н.Черных, территориальное отделение мастеров, стандартизацию типов металлического инвентаря, рецептов сплавов, высокий уровень технологии металлообработки, широкую зону сбыта. (Дегтярова А.Д стр.27-30).

Восточноказахстанский очаг металлургии расположен в пределах Усть-Каменогорской и Семипалатинской областей. На территории очага производились желобчатые долота, тесла с уступами, серпы-косари, однолезвийные ножи, втульчатые наконечники копий, наконечники стрел с выступающей и скрытой втулкой, пулевидные наконечники стрел. Особенностью металлообработки является распространение здесь серпов с закраинами-бортиками, втульчатых наконечников в копий с упором у основания втулки, наконечников стрел с выступающей втулкой и вертикальными ложными арками, пуповидного наконечника стрелы с двумя шипами, двулезвийных ножей-кинжалов с ромбическим перекрестьем. У населения Восточного Казахстана существовали интенсивные контакты с населением федоровской культуры, черноозерско-томского варианта андроновской общности, а также еловской, ирменской кульгур.

Страницы: 1 2 3 4

Парижская Коммуна 1871 года. Возникновение
Возникновению Парижской Коммуны предшествовала восстание 18 марта 1871 года. Предлогом к нему являлась попытка правительственных войск отобрать у национальной гвардии артиллерию. Поздно вечером 17 марта 1871 г. в глубине рабочих кварталов Парижа заседал Центральный комитет национальной гвардии. В зале царила спокойная, деловая обстанов ...

Балетная музыка
Если оперные спектакли “Русских сезонов” преследовали цель открыть глаза Европе на неподражаемую самобытность и самоценность русской классической оперы, представить ее как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры, показать, что кроме “Тристана” Вагнера есть еще “Борис” и “Хованщина”, то балетные спектакли претендовали на нечто бо ...

Городские восстания в XVII в.
Обострение классовых противоречий к середине XVII в. с особенной силой выявилось в городах. Сосредоточение в городах значительных масс населения, наличие известной организации посадского населения в виде слобод и сотен создавали благоприятные предпосылки для массовых выступлений. К протесту против феодальной эксплуатации, общему для кре ...