Типология средневековых орденов и тайных обществ
Страница 9

Материалы » Тайные общества и ордена » Типология средневековых орденов и тайных обществ

Заметим, что в начале XII века был образован не один, а, по крайней мере, целых 3 ордена: помимо Ордена рыцарей Храма, возникли Иерусалимский орден госпитальеров вкупе с Орденом странноприимных братьев тевтонских (Тевтонский орден был создан 5 марта 1198 года при участии тамплиеров; впоследствии, когда Орден тамплиеров был запрещен, а его руководители уничтожены, многие рядовые рыцари Храма спаслись, примкнув к тевтонцам, среди которых продолжили свою деятельность)[122].

В XIII веке появляется в Западной Европе еврействующая секта «пассажьеров» и одновременно с ними в Болгарии обнаруживается секта «жидовствующих», которая после осуждения ее на Тырновском соборе появляется в России в Новгороде[123].

В свое время Христовы рыцари из Иерусалима обладали привилегией не подчиняться никаким духовным властям, за исключением своих собственных принявших присягу капелланов или же непосредственно Папы. Они делились на два класса: монахи и рыцари, находившиеся под покровительством архангелов Гавриила и Михаила соответственно[124].

Необходимо обратить внимание, что люди допустившие прегрешение и отторгнутые лоном Церкви, находили самый живой прием в Ордене тамплиеров. А владыки тамплиеров назначались с ведома Приората Сиона[125].

Приорат Сиона и орден тамплиеров занимались сходной деятельностью на состязательной основе, что и привело к серьезным разногласиям и последующему официальному расколу. Это произошло в 1188 году в Жизоре, в Нормандии, и получило название Распиливание Вяза. В «Тайных досье» утверждается, что, после того как два ордена прервали между собой отношения, тамплиеры продолжали действовать открыто, приобретая все большее влияние в Европе под руководством своих собственных великих магистров, вплоть до роспуска в 1307 году. В этот момент Приорат Сиона якобы ушел в подполье, приняв новое имя — Орден истины розы и креста. Он получил тайное название Ормус, от французского слова «orme» — «вяз». Судя по всему, орден стал основой эзотерического движения, позднее вошедшего в европейскую историю под названием «розенкрейцерского», как считает Н. Боголюбов[126].

Таким образом, подвергшись жестоким нападкам к началу XIV столетия, Орден тамплиеров был запрещен, а его руководители уничтожены, многие рядовые рыцари Храма спаслись, примкнув к тевтонцам, среди которых и продолжили свою деятельность.

Британские историки и археологи Майкл Бейджент и Ричарл Ли пишут, что немало тамплиеров пережили период преследований и официального роспуска своего ордена в 1307‑1314 годах. Нам были известны рассказы, что одна группа рыцарей, вырвавшаяся из рук своих мучителей в континентальной Европе и Англии, нашла убежище в Шотландии и – по крайней мере, временно – даже восстановила некоторые из своих институтов[127].

Первоначальная задача рыцарских орденов – это защита христианских паломников и охрана христианских владений на Востоке от нападений последователей ислама. Идеолог крестовых походов Бернар Клервоский, живший в XII веке, в специально посвященном рыцарским орденам сочинении пытался оправдать их существование, примирив служение Богу и военную деятельность. Вступая в орден, рыцарь приносил обычный обет монашества: бедности, целомудрия, послушания. Рыцарь должен был: исполнять долг гостеприимства и неустанно вести войну против неверных. Членами орденов могли быть как рыцари, так и простолюдины, которые составляли отдельную группу.

Стоит отметить, что некоторые военно-монашеские ордена допускали в свои ряды даже женщин. Члены рыцарского ордена беспрекословно повиновались главе ордена - гроссмейстеру, или великому магистру, который в свою очередь подчинялся непосредственно Папе Римскому, а не правителям, на землях которых располагались владения ордена. Духовные рыцарские ордены почти во всем были похожи на монашеские ордены, но у них были определенный устав, утвержденный Папой Римским, и особая отличительная одежда. Подобно монашеским орденам, рыцарские ордены поначалу состояли из немногих лиц. Но, в отличие от монашеских орденов, рыцарские ордены вели активную военную деятельность, поэтому численность членов рыцарских орденов быстро возрастала. Члены ордена распределялись по различным должностям. В первое время, когда в орденах еще соблюдалась простота, их отличительным знаком служил обычный крест красного цвета, который первые крестоносцы избрали для себя сами. Правда, для различия внутри ордена они нередко изменяли как форму, так и цвет креста и даже цвет нижней одежды и плаща, к которым он прикреплялся. В церковных документах есть запись, в которой говорится, что нашивать крест на одежду разрешили в 1146 году специальной папской буллой и то только рыцарям знатной крови и представителям орденов[128]. Гораздо позже, когда рыцарские ордена разбогатели и в некоторых из них, как и в монашеских орденах, развилась страсть к роскоши, не только одежда рыцарей, но и вся их внешняя обстановка стала отличаться большим богатством. Роскошь проявлялась и в установлении новых всевозможных отличий для служебных должностей: гроссмейстера, капелланов, ратников. Захватив огромные территории на Востоке, ордены развернули на «святой земле» широкую деятельность с целью обогащения.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Пути распространения христианства
Реформа императора Юстиниана (взошел на престол в 527 г.), стремившегося ввести христианство во все сферы общественной и государственной жизни, привела к появлению множества сооружений культового характера - больших храмов, малых базилик, баптистериев и др. по всей Таврике. Более всего их строилось в Херсонесе. Можно считать, что именно ...

Межрайонные миграции населения и освоение территории страны в довоенные годы
В ХХ в. огромный размах получил процесс дальнейшего заселения и хозяйственного освоения страны. В отличие от предшествующего века миграция в основном имела промышленный характер и преследовала задачи освоения природных ресурсов страны. В 20-е и 30-е годы большинство европейских районов стали поставщиками трудовых ресурсов для восточных ...

Формирование территории Азиатской России в XIX в.
На протяжении второй половины XIX в. в состав Российской империи входит Южный Казахстан и Средняя Азия. Северная часть современного Казахстана оказалась в России еще в XVIII в. Для закрепления за Россией степных земель и предотвращения нападения кочевников в XIX в. продолжается строительство линейных укрепленных сооружений. В начале век ...