Тайные сообщества эпохи Просвещения
Страница 6

Материалы » Тайные общества и ордена » Тайные сообщества эпохи Просвещения

В 50—70-х годах русское масонство было теснее всего связано с английским масонством, масонством рационалистическим, еще близким к деистическому корню, к политическому либерализму. Это соответствовало настроениям дворянского либерализма и вольтерьянства в кругу Сумарокова и Елагина. В те годы в масонстве еще сказывался культ разума, разрабатывалась рационалистическая мораль, в противовес церковной догме выдвигалась «естественная религия». Исследователи установили, что в ранних елагинских ложах масоны «почти сплошь вольтерианцы, обратно, среди русских поклонников Вольтера едва ли не все в 1770-е годы были масонами» (Вернадский). Именно такое настроение давало возможность Радищеву стать членом ложи «Урания».

Но на Западе масонство поворачивало к аристократизации своего состава, к христианизации воззрений, к политическому консерватизму, к мистике. На очередь становились мартинизм и розенкрейцерство.

Особенно широкое распространение получило русское масонство в 70-х годах. Тогда во главе его стал крупный деятель эпохи И.П. Елагин, «тайный советник, сенатор, ордена Белого орла кавалер, Главной Дворцовой канцелярии член и Главный Директор музыки и театра», видный участник литературного движения. Диплом на звание провинциального великого мастера он получил из Лондона в 1772 г. Скоро под его управлением оказалось до четырнадцати лож — в Петербурге, Москве, Владимире, даже — в Молдавии (две офицерские ложи). Ложи работали на основании устава: «Права, преимущества и обряды Главныя Провинциальныя ложи».

Конец XVIII века проходит в России под знаменем увлечения розенкрейцерством. Это одна из разновидностей масонства. К нему русские вольные каменщики обращаются в поисках более высоких степеней и глубин истинного масонства. Возглавляет его в России профессор филологии Московского университета Иван Григорьевич Шварц, принятый в Берлине в орден розового креста в 1781 году; главным надзирателем становится очень популярная в России личность, известная своими неутомимыми трудами по издательской и просветительской деятельности, — Новиков Николай Иванович (1744-1818).

Хельзинг писал, что: “В XVIII столетии Германия стала центром европейского ХРАМОВОГО ДВИЖЕНИЯ ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ (их идеология не имела ничего или очень мало общего с изначальной идеологией рыцарей-храмовников). Рыцарские степени были связаны в вольнокаменщицкую систему “строгого наблюдения”, что означало, что посвященные должны были присягать в строжайшем подчинении тем, ранг которых был выше. Руководитель, который назывался “Неизвестным высшим” и носил титул “Рыцаря красного пера” был верен “ШОТЛАНДСКИМ СТЕПЕНЯМ”, и соответственно, Стюартам.

По данным Хельзинга, “богатые иудейские раввины, которые были религиозными и политическими лидерами разбросанного по свету еврейского народа, объединили свои усилия в рамках группы, приобретшей известность как “СИОНСКИЕ МУДРЕЦЫ” (сионисты рассматривали себя как “мессианскую” элиту иудаизма и полагали, что все евреи мира солидаризируются с их целями[230]) (Х.4)”.

Надо заметить, что книга Хельзинга[231] сразу же после напечатания была изъята специальным правительственным указом ФРГ, то есть она даже не успела поступить в продажу. Немногие экземпляры попали в руки читателей только благодаря доброй воле единичных чиновников-патриотов, которые успели передать книги своим друзьям. На тот момент она была единственной запрещенной книгой в ФРГ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Окончание и итоги войны
В начале 1900 г. численность английских войск в Южной Африке была резко увеличена. На пост главнокомандующего был назначен лорд Ф. Робертс, а начальника штаба – Г. Китченер. К февралю 1900 г. в Южной Африке находились около 180 тыс. английских солдат и офицеров, из которых войска регулярной армии составляли 126 тыс. человек. В феврале ...

Социальный протест в старообрядческом движении. Восстание в Соловецком монастыре
Официальные историки русской церкви пытались представить Соловецкое восстание 1668 - 1676 годов как восстание невежественных сторонников старой веры против прогрессивных реформ Никона. Прогрессивность никоновских реформ весьма относительна, как и невежественность староверов в XVII веке. К оппозиции официальной церкви примкнули демократи ...

Франция в период реставрации (1814-1830). Реставрация Бурбонов.  Июльская революция1830 года.
Коалиция государств, одержавших решающую победу над Наполеоном, поспешила возвести на французский престол старшего представителя “легитимной” (законной) династии — Людовика XVIII. Новые правители Франции должны были признать “перераспределение” земельной собственности, буржуазный гражданский кодекс, выработанный при Наполеоне и, следов ...