Экономическое развитие польских земель в первой половине 19 века
Страница 5

Материалы » Экономическое развитие польских земель в первой половине XIX века » Экономическое развитие польских земель в первой половине 19 века

Переходный характер производственных структур был характерен для промышленности и ремесла не только Королевства Польского, но и для польских земель, принадлежавших Пруссии и Австрии. Отличие заключалось в том, что ни в прусской, ни в австрийской части не было государственных предприятий, основанных на подневольном приписном труде. Мелкотоварное производство ремесленного характера продолжало играть важную роль на внутреннем рынке во всех трех частях Польши. Специфику отдельных районов (не только разделенных государственными границами) определяли темпы роста и развития производства и ремесла, применения наемного труда, рыночных отношений и соотношения отсталых и передовых производственных форм.

Наиболее общими чертами промышленного развития всех польских земель были: абсолютный рост промышленности и ремесла (количества предприятий и числа занятых в производстве); развитие новых отраслей производства; утверждение капиталистического характера развития с явной тенденцией отмирания старых производственных форм; увеличение числа предприятий, применявших наемный труд, выпускавших продукцию на внутренний рынок; осуществление промышленного переворота; сохранение полуфеодальных отношений в части промышленных предприятий, связанное с зависимым состоянием крестьян; наличие многочисленных мелких ремесленных промыслов, городского и крестьянского; сосуществование в промышленности

различных форм производственных структур. Это означало, что период с конца XVIII в. по 70-е годы XIX в. все три части разделенной Польши продвинулись, хотя и в разной степени, по пути построения капиталистической промышленности и что, с другой стороны, их промышленное развитие было недостаточным. Оно во многом тормозилось сходными внутренними факторами, определявшимися устойчивостью феодальных отношений и институтов. Важное значение имел и внешний фактор (разделы Польши и политика осуществивших их держав), оказывавший двоякое — как тормозящее, так и стимулирующее воздействие на промышленное развитие польских земель.

Транспорт.

Широкая транспортная сеть — одно из основных условий роста капитализма, ускорения капиталистической концентрации производительных сил, обеспечения мобильности рабочей силы. От направления новых шоссейных, и особенно железных дорог, зависела устойчивость торгово-экономических связей между различными районами, что было особенно важно в условиях раздробленности, польских земель.

Раньше всего, с конца XVIII — начала XIX в., произошло упорядочение сети сухопутной и водной коммуникаций на польских землях вод прусской властью. Во всех польских провинциях Прусского государства были проложены мощеные дороги, что в тогдашних условиях являлось значительным прогрессом. Польские земли код прусским господством занимали первое место среди других польских территорий по протяженности железнодорожного пути и темпам железнодорожного строительства. Первая в Польше железная дорога была построена в 1842 г. на линии Вроцлав—Олава (в Силезии).

Состояние коммуникаций в Галиции с конца XVIII в. претерпело незначительные изменения и оставалось плохим. Постройка железных дорог началась там

позднее, чем в других польских землях. Краков лишь в 1855 г. был соединен с Веной. В 1861 г. вступила в строй линия Краков—Львов, в последующие годы продолженная до границ с Россией и Румынией.

В Королевстве Польском в 1815—1830 гг. проблемой реорганизации транспортной сети занимались польские власти, поэтому учитывались прежде всего интересы отечественной экономики и торговли. Были улучшены водные пути сообщения - очищены русла судоходных рек Вислы, Пнлицы, Ниды, Нарева, Буга, Бзуры и Каменной. В 20-е годы приступили к постройке Августовского канала, завершившейся в 1839 г. и осуществившей связь Королевства Польского с Балтийским морем через Неман. В результате этой деятельности наладилось регулярное сообщение между промышленными центрами, остальными сельскими местностями и речными портами. 1835—1883 гг. - время постройки основной сети железнодорожных линий в Королевстве Польском; всего было проложено семь коммуникационных артерий.

Железнодорожное строительство во всех польских землях явилось одним из факторов, обеспечивавших условия их капиталистического развития. Железнодорожное сообщение ускоряло специализацию районов, облегчало доставку сырья и готовой продукции в отдаленные районы. Расширение железнодорожной сети одновременно служило и показателем уровня капиталистического развития отдельных польских земель и Польши в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Переселение крестьян в Сибирь
Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местно ...

Погребальные памятники эпохи бронзы. История изучения эпохи бронзы
Эпоха изучения азиатской части Средней Азии – это время значительных социальных сдвигов, время консолидации племен и возникновения крупных социальных и этнических общностей, вызванных переходом древних племен к новому техническому и хозяйственному этапу развития. Особое место в этом процессе занимает андроновская культурно-историческая ...

Ситуация на восточных границах России во второй половине XVI в.
Во второй половине XVI в. Россия кардинально решает вопрос с татарскими государствами, возникшими на развалинах Золотой Орды. Они служили «базой систематических военных набегов на русские земли. К тому же возникшая в Причерноморье и Средиземноморье огромная Османскаш турецкая империя попыталась их использовать в своей экспансионистской ...