Валикий шелковый путь на территории Казахстана
Страница 6

Материалы » Валикий шелковый путь на территории Казахстана

Город Кулан, который китайцы называли Цзюйлань, был известен как «приятный городок на границах страны тюрок со стороны Мавераннахра». Он, судя по маршрутникам, находился на расстоянии 17 фарсахов от Тараза на восток и соответствует городищу Луговое, расположенному на восточной окраине села Кулан. От Кулана далее на восток на расстоянии 4 фарсахов друг от друга стояли города Мирки и Аспара.

Из Джуля дорога шла в Сарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в Кирмирау. Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья Навакет, китайский Синчэн. Оба эти названия переводятся как Новгород. Навакет известен как резиденция тюркских каганов и как город согдийцев. Навакету, как удалось установить, соответствует городище Красная речка, расположенное между современными селами Красная речка и Новоивановка.

Из Навакета через Пенджикент (Бунджикент) дорога приводила в крупнейший город Семиречья Суяб. Он был столицей западных тюрок, затем тюргешей, карлуков. О нем пишут китайские и арабские путешественники вплоть до X в., когда город вдруг исчезает со страниц летописей. Роль столицы переходит к городу Баласагуну, раннее название которого, видимо, было Беклиг или Семекна. Баласагун известен как столица Караханидов, затем каракитаев, которые его и разрушили вначале XIII в. Затем город вновь отстроили, но уже в XIV в. он лежал в развалинах и лишь полуразрушенные дворцы, мечети и минареты и обширные кладбища с эпитафиями свидетельствовали о недавно бурлившей здесь жизни.

Археологам удалось определить местоположение этих городов: они находятся неподалеку от современного г. Токмака и соответствуют двум известным средневековым памятникам - городищу Акбешим и городищу Бурана, находящимся друг от друга на расстоянии 5 км.

Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам Иссык-Куля. На южном отрезке караваны проходили крупный город Верхний Барсхан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, имена которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель, и через него, либо Ташрабат, Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.

Из Иссык-Кульской котловины через перевал Санташ и долину Карка-ры шел путь в Йлийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека и Хоргоса приводил в Алмалык, а затем по северной оконечности пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан шел к Дунхуану и в Китай.

В Х-ХП вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Йлийскую долину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакете, затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны Заилийского Алатау. На перевал шла еще одна дорога из Баласагуна. Здесь приметным ориентиром были священные горы Урун-Ардж, которые образуют водораздел между бассейнами рек Чу и Или. Об этих горах сообщают еще в VII-VIII вв. китайские дорожники, называя их «горами Цзедань». «Здесь, - согласно источникам, - каган десяти родов всегда производит утверждение владетелей и старейшин». Топоним Урунг Ардж сохранился до сих пор в названии современного села Узунагач. Трасса Шелкового пути проходила через небольшие городки, находившиеся на месте Кастека, Каскелена и Ал-маты, и достигала города Тальхиза, который расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор на правом берегу р. Тал-гар находятся развалины крупного средневекового городища. Тальхиз (Талхир) был крупным центром транзитной торговли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Нашествие орд хана Батыя на Юго-Западную Русь. Героическая оборона Киева
Новая опасность надвигалась на русичей с востока. В 1237 г. кочевые орды во главе с ханом Батыем (Батуханом) вторглись на земли Северо-Восточной Руси. Насмерть стояли русские воины и все население Рязани, Коломны, Москвы, Владимира, Козельска, многих других городов и тысяч сел, но врага остановить не смогли. Многострадальная Русь истека ...

Центральные органы управления, осуществлявшие руководство колхозами
Центральными органами, осуществлявшими руководство колхозами, являются: а) органы общей компетенции – Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, Совет Министров СССР, Советы Министров союзных и автономных республик; б) органы специальной компетенции – Министерство сельского хозяйства СССР, министерства сельск ...

Православие как фактор этнического самосознания русского народа в период борьбы с татаро-монголами
Объединительная роль Православной Церкви была огромна еще в домонгольский период в связи с феодальной раздробленностью Руси, когда митрополиту и епископам нередко приходилось мирить князей во время их междоусобиц. По сути дела, церковь выступала тогда как важнейший фактор национального единства. Это стало особенно ясно после вторжения ...