Россия в XVI–XVIII веках
Страница 10

Материалы » Россия в XVI–XVIII веках

В отличие от своего отца Алексей Михайлович был достаточно образованным человеком. Благодаря Борису Морозову он уже в 5-летнем возрасте научился читать и серьезно интересовался западной культурой. Этот интерес нашел свое отражение в реформе православной церкви, проведенной патриархом Никоном (Никитой Миновым). В середине XVII века огромное влияние на русскую церковь оказывала основанная в 1632 году в Речи Посполитой Киевская коллегия, созданная Петром Могилой. К тому времени молитвенные книги и ритуалы русской церкви слишком отдалились от первоначальных греческих образцов, и по инициативе протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева украинские и греческие монахи, вывезенные из Киева после захвата города русскими войсками, начали их выправление. Их занятие было одобрено царем Алексеем, который назначил входившего в кружок Вонифатьева Никона сначала новгородским митрополитом, а в 1652 году сделал его патриархом.

Желая согласовать русское богослужение с практикой Других православных церквей, а также католичеством, патриарх Никон провел реформу обрядов. Были введены новые каноны иконош Лания, изменилась церковная служба, однако все эти преобразования не затрагивали догматов религиозного учения и касались только внешней стороны культа. Но поскольку неграмотное в подавляющей своей массе население России мало разбиралось в догматических тонкостях, изменение обрядов вызвало сильное волнение. Так Никон своими реформами положил начало русскому расколу – старообрядчеству, которое не воспринимало каких-либо западных новшеств и упрямо настаивало на сохранении «старины».

Преобразования Никона имели и другую цель – патриарх желал возвысить церковную власть над светской в соответствии с практикой католической средневековой Европы. Однако стремление православной церкви к независимости от государства было задавлено в зародыше. Уже в 1658 году Алексей Михайлович поссорился с Никоном, а в 1667 году добился суда над ним и назначил нового, более покладистого патриарха.

Во время правления Алексея Михайловича в результате многочисленных захватнических войн границы Российского государства достигли Китая. Под власть русского царя попали многие народы, и именно эта многонациональность стала пороховой бочкой, заложенной под империю. Уже сам царь Алексей увидел мощный взрыв недовольства, который потряс Поволжье и юго-восточную Украину во 2-й половине его правления. Весной 1670 года разбойничий атаман Степан Разин, вернувшись из грабительского налета на Персию, захватил Астрахань и вместе с казаками двинулся вверх по Волге.

Разин имел личные причины ненавидеть московскую власть, поскольку в 1665 году во время войны с Речью Посполитой князь Долгорукий казнил его брата. Теперь же он получил возможность исполнить свою месть со всей присущей ему и этому веку жестокостью. Грабя и убивая, его войско дошло до Симбирска, но не смогло взять хорошо укрепленный и отчаянно защищавшийся город, у стен которого оно и было разгромлено подоспевшими царскими войсками. Степан Разин бежал, но был пойман и 6 июня 1671 года казнен в Москве. Прибывший на место восстания князь Долгорукий остановился в Арзамасе и подавил мятеж с невиданной жестокостью, превосходящей все зверства разинцев. По описаниям современников Арзамас превратился в место массовых казней, следы которых превратили город в настоящий ад.

Тем временем умерла царица Мария Ильинична, и царь решил жениться во второй раз. Его выбор пал на Наталью Нарышкину, с которой он и сочетался браком в начале 1671 года. Через год у царицы родился сын Петр. Кроме него у Алексея Михайловича уже был сын Федор и дочь Софья.

Последним крупным событием царствования Алексея Михайловича стало восстание старообрядцев в Соловецком монастыре, богатейшей обители на севере страны. В 1669 году раскольники захватили власть в монастыре, и вскоре на остров высадились правительственные войска под командованием воеводы Мещеринова. Армия не могла прорваться через мощные стены обители, и осада затянулась до 1676 года. Только в начале января 1676 года монах-перебежчик провел осаждавших через потайной ход, они ворвались в крепость и жестоко расправились с старообрядцами.

Спустя несколько дней после взятия Соловецкого монастыря в Москве тихо скончался Алексей Михайлович. Несмотря на крутой характер и более чем бурное царствование льстивые придворные прозвали его «Тишайшим» и именно под таким именем он вошел в русскую историю.

После смерти царя Алексея Михайловича вокруг русского трона началась острая политическая борьба, которая длилась почти 15 лет и закончилась полной победой Петра I. Однако, когда в 1676 году в схватке за власть сцепились два могучих клана, будущему императору было всего 4 года. Законного наследника престола Федора, сына покойного царя от первого брака, поддерживали Милославские и молодой князь Василий Васильевич Голицын. Они смогли вытеснить с политической арены род Нарышкиных, чрезвычайно возвысившийся благодаря второму браку Алексея Михайловича. Вдовствующая царица Мария Нарышкина вместе с малолетним Петром была вынуждена покинуть Москву и поселиться в селе Преображенское.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Летописи. Общественная мысль
В каждом крупном княжеском городе велась своя летопись, в которую записывались происходящие события. Так как князья часто враждовали друг с другом, то княжеские летописцы помещали в свою хронику копии подлинных документов из княжеского архива для большей убедительности своих записей. Вместо прежних кратких заметок (иногда по одной стро ...

Планомерная правительственная политика привлечения на службу иностранцев
Планомерная правительственная политика привлечения (насильственным путем и поощрением добровольной иммиграции) на службу иностранцев обусловила формирование особого социального слоя России - «служилых иноземцев». Появление этой группы потребовало оформления специального законодательства, признавшего за иноземцами-иммигрантами самостояте ...

Переходный период (506 – 462 гг. до н. э.)
Благодаря реформам Клисфена Афины сделали первый важный шаг в сторону демократии, или, образно говоря, демократия уже одной ногой стояла в Афинах. Следующий шаг растянулся почти на столетия. Все это время ведущие позиции в обществе по-прежнему сохраняла аристократия, но в политической структуре постоянно происходили некоторые изменения ...